Описание полученных результатовСтраница 7
Если малыш не хочет идти в ясли мамы пытаются уговорить ребенка, говорят, что это "его работа", ведут насильно. Причем, было отмечено, что мамы, чьи дети тяжело адаптируются к детскому саду, отрицают или стараются не замечать этой проблемы. На вопрос "Что Вы предпримите, если ребенок отказывается идти в ясли?" давали следующие ответы:
− Такого не бывает;
− отказа не было, ходит с удовольствием;
− оставлю дома;
− затрудняюсь ответить.
Вывод:
После проведения анкетирования и анализа полученных ответов было выявлено следующее: у каждой мамы присутствует как личностное отношение к ребенку, так и предметное. Далее мы сравнили процент личностно-ориентированных ответов, и ответов говорящих о предметном отношении матерей к детям с легкой и тяжелой адаптацией к дошкольному учреждению.
Как видно из таблицы 7, в ответах матерей, дети которых легко адаптировались к дошкольному учреждению, преобладали ответы интерпретируемые как личностное отношение к ребенку, а в ответах мам, чьи малыши испытывали серьезные трудности в адаптации в большинстве своем были ответы, говорящие о предметном отношение к ребенку.
В целом, наши данные свидетельствуют о том, что определяющим фактором, подготавливающим ребенка к жизни в новых условиях, является, прежде всего, материнское отношение. Результаты показали, что в тех случаях, когда родители воспринимают своих детей как объект воспитания и гигиенического ухода, у малышей формируется недоверие к окружающему миру, а физическое присутствие и опека матери остаются единственными и главными условиями нормального состояния и эмоционального комфорта малыша. "Я" ребенка нуждается в постоянной опоре и находит ее только в материнском отношении. Об этом свидетельствует несамостоятельность этих детей в предметной деятельности и их зависимость от взрослых. Ребенок спокоен, активен, уверен в своих силах только если рядом мать. В совершенно новых для ребенка условиях детского сада, он чувствует себя неуверенно и некомфортно, долго и трудно адаптируется к ним.
Если же, родители воспринимают своего ребенка как целостную личность, относятся к нему безоценочно, используя гибкую стратегию воспитания ориентированную на психологический комфорт малыша, на его состояние в конкретной ситуации, то ребенок быстро и безболезненно привыкает к дошкольному учреждению: осваивается в незнакомых условиях группы, налаживает ситуативно-деловое общение с воспитателем, интересуется новыми игрушками и с удовольствием играет с ними, открывает для себя сверстника, эмоционально к нему относятся, стремятся взаимодействовать с ним, вовлечь в свои игры и забавы.
Опросник для воспитателей "Учет преобладающего настроения ребенка"
Воспитателю группы предлагалось заполнить диагностический бланк "Преобладающее настроение ребенка". Бланк заполнялся по каждой строке выставлением знака (+) или (-) в соответствующих графах. Количественный подсчет позволяет представить картину эмоциональных ресурсов личности, наметить план оптимальной самореализации сил ребенка [36, c.322].
Количественный анализ опросника для воспитателей представим в таблицах 8 и 9.
Таблица 8 Данные опросника для воспитателей (контрольная группа 8 детей = 100%)
№ |
Преобладающее настроение |
В общении |
В деятельности | ||||
обычно |
часто |
редко |
обычно |
часто |
редко | ||
1 |
Спокойное, ровное |
4 (50%) |
1(12,5%) |
3(37,5%) |
5(62,5%) |
0 |
3(37,5%) |
2 |
Бодрое и жизнерадостное |
1(12,5%) |
4 (50%) |
3(37,5%) |
3(37,5%) |
2(25%) |
3(37,5%) |
3 |
Приподнято-веселое |
8 (100%) |
0 |
0 |
7(87,5%) |
0 |
1(12,5%) |
4 |
При неудачах с трудом подавляет свой гнев |
0 |
1(12,5%) |
7(87,5%) |
4 (50%) |
1(12,5%) |
3(37,5%) |
5 |
Угнетенно-подавленное |
3(37,5%) |
2(25%) |
3(37,5%) |
1(12,5%) |
0 |
7(87,5%) |
6 |
При неудачах с трудом подавляет слезы |
2(25%) |
0 |
5(62,5%) |
2(25%) |
0 |
5(62,5%) |
7 |
Возбужденно-агрессивное |
1(12,5%) |
1(12,5%) |
6(75%) |
1(12,5%) |
0 |
7(87,5%) |
8 9 10 |
Настроение резко меняется: —независимо от ситуации; —после отрицательных суждений; —после перегрузок |
0 0 4 (50%) |
0 3(37,5%) 0 |
8(100%) 5(62,5%) 4 (50%) |
1(12,5%) 3(37,5%) 4 (50%) |
1(12,5%) 1(12,5%) 4 (50%) |
7(87,5%) 4 (50%) 0 |
Другое по теме:
Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших
дошкольников с нарушением зрения
Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкре ...
Познавательная роль дедукции
Дедукция играет большую роль в мышлении и практической жизни. В дедукции особенно ярко обнаруживается активность мышления. Исходя из обобщенного опыта, из практически проверенных научных положений выводится новое знание, в истинности которого мы уверены помимо непосредственной проверки каждого отдельного случая.
Без такой уверенности невозможно было бы использовать прошлые знания людей, не ...
Эпизоды сознания единства ("пиковые переживания")
"В состояниях, относящихся к этой группе, человек переживает растворение личных границ и чувство единства с окружающими людьми, с природой или со всей Вселенной. Этот процесс имеет отчётливый сакральный характер и переживается как слияние с творческой энергией космоса или с Богом. Обычные категории времени и пространства, судя по всему трансцендируются, и у человека возникает чувство бескон ...