Приложения
Страница 6

Приложение 4

Проективная методика исследования личности «Hand-test»

1. Процедура тестирования

Стимульный материал состоит из девяти карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. Десять карточек предъявляются обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции с инструкцией: " Что, по вашему мнению делает эта рука?"

При предъявлении первых трех карточек обследуемому необходимо напоминать о том, что называть надо все варианты ответов, которые он может представить. Это особенно важно, когда ограничиваются одним ответом на карточку. Большее количество ответов позволяет получать более надежные результаты тестирования. Но если после напоминаний тестируемый продолжает ограничиваться одним ответом, напоминания прекращаются.

Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: "Сначала представьте себе какую - нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять."

Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой.

2. Обработка результатов

Подсчитывается общее количество ответов, данных обследуемым. Осуществляется формализация ответов обследуемого через отнесение каждого к одной из 14 оценочных категорий. Подсчитывается общее количество ответов каждой категории.

1) Агрессия (Agg). Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая. Бессознательная цель "Agg" поведения - наказание и искупление. Прим.: Дает пощечину, бьет, толкает, отбирает, сжимает кого-то.

2) Директивность (Dir): Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то образом влияющая на другого человека. Сюда же включаются ответы в которых рука кажется направленной на коммуникацию, но эта направленность является вторичной по отношению к намерению подчинить другого человека своему влиянию. Прим.: Дирижирует оркестром, управляет краном, дает указания, приказывает, заставляет.

3) Аффектация (Aff): Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как выражающая привязанность, любовь, эмоционально положительное отношение к другим. Прим.: Жалеет, обнимает, дает милостыню, гладит собачку.

4) Коммуникация (Com). Эта категория включает ответы в которых рука общается или пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной позиции к своему партнеру. В этих ответах

5) совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделиться информацией, нуждается в обратной связи. Прим.: Стремится договориться, передает информацию, показывает дорогу.

6) Зависимость (Dep). Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержку у других людей. Возможность совершить какое либо действие зависит в данном случае от благожелательного отношения других людей, от их желания помочь. В эту же категорию входят ответы, в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим. Прим.: Умоляет, просит подать руку, отдает честь офицеру, тянет руку на уроке.

7) Страх (F). Эта категория включает ответы отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука выступает как жертва чьих то агрессивных проявлений или стремится оградиться от физических воздействий и повреждений. К категории "F" относятся не "истинные " тенденции, а защитные реакции. Прим.: Отводит удар, что - то прячет, просит: "Не бейте меня".

8) Эксгибиционизм (Ex). К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью. Прим.: Любуется ногтями, хочет внимания, играет на пианино, танцует, показывает фокус.

9) Калечность (Crip). Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким либо образом поврежденная. Прим.: Рука, больная артритом, сломанное запястье, сведенная судорогой рука, палец сломан.

10) Описание (Des). Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не подразумевается какая либо энергия или тенденция. Прим.: Красивая рука, пухлая рука, ладошка с выпрямленными пальцами.

11) Напряжение (Ten). Эта категория включает ответы в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства или поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характеры переживание тревоги, напряжения дискомфорта. Прим.: Сжатый в гневе кулак, рука дрожит, напрягает руку, нервно стучит пальцами по столу.

12) Активные безличные ответы (Act). Эта категория включает ответы в которых рука совершает какое либо действие, выполнение которого не требует присутствия другого лица. Прим.: шьет, вяжет, плывет, моет, собирает,бросает.

13) Пассивные безличные ответы (Pas). Эта категория включает ответы в которых рука совершает пассивное действие, не требующие присутствия другого лица. Прим.: Лежит отдыхает, ждет, спит.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Другое по теме:

Факторы, обуславливающие агрессивное поведение детей
Биологические, генетические и биохимические факторы Родившийся ребенок в течение определенного времени продолжает представлять собой в большой степени биологическое существо, несмотря на свою постоянную и сильную зависимость от социального окружения. Как считает Л.С.Выготский [5], необходимо принимать во внимание существование определенных биологических корней агрессивного поведения. Возможно, ...

Проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Понятие адаптации и ее основные характеристики
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П.Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя сре ...

А.П.Усова
Резюмируя свои исследования, А. П. Усова пишет: «В итоге исследования мы можем констатировать следующее: сюжетность как характерная черта творческих, т. е. придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 3; 2—3; 4. Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах ...