Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
Страница 6

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска

В этой связи следует отметить еще одну примечательную особенность процесса мышления работника уголовного розыска при формировании замыслов решения. Довольно часто выделенный замысел приобретает настолько сильное, доминирующее влияние, что начинает мешать порождению новых замыслов, выявлению иных систем отношений среди элементов задачи. Срабатывает механизм, получивший название «психологического барьера» первоначально выделенная система отношений способна оказаться исключительно прочной, и создать другую комбинацию отношений из тех же исходных элементов ситуации работнику уголовного розыска бывает очень трудно или вовсе невозможно. Этим объясняется тот факт, что часто при подключении к решению задачи другого исполнителя последний может предложить ряд новых замыслов, которых прежний решающий задачу не смог обнаружить. Вот почему к мышлению работника уголовного розыска должно предъявляться специфическое требование мышление его должно быть гибким, т е способным уйти от шаблонных решений, абстрагироваться от упроченных систем связей и отношений.

Одним из практических путей преодоления указанного «психологического барьера», помимо специальных тренировок мышления, может быть использование коллективного обсуждения возникающих проблем и всего хода раскрытия преступления. В настоящее время такой формой коллективного обсуждения и принятия решений являются ежедневные оперативные совещания работников уголовного розыска в каждом органе внутренних дел. При коллективном решении задачи в большинстве случаев находится человек, которому «приходит в голову» правильное решение.

При анализе ответов испытуемых в ходе решения экспериментальной задачи трудно было судить о том, в какой мере они — результат «догадки», «озарения», т.е. собственно творчества, а в какой — воспроизведение уже имеющихся знаний. Поэтому в задаче был предусмотрен ряд специально созданных проблемных ситуаций, решение которых предполагало актуализацию собственно творческой активности испытуемых.

Когда испытуемые понимали, что избранный ими способ решения задачи не эффективен, они подвергали имеющиеся данные более глубокому анализу, выявляли и сопоставляли новые свойства, связи, отношения, заключенные в условиях задачи, расширяли зону поиска адекватного замысла решения.

В этой связи необходимо указать на роль случая в раскрытии преступлений. До тех пор, пока работник уголовного розыска не выделит и не проанализирует определенную систему связей, отношений, га информация, которая, казалось бы, ведет к решению задачи, не замечается им, а если и замечается, то внутренне как носитель существенного для решения значения не принимается. Лишь по мере углубления в проблему, расширения зоны поиска значимых свойств, отношении, т.е. по мере того, насколько подготовлена вся система внутренних условий для восприятия «случайной» информации, последняя может быть включена в анализ и эффективно использована. Использование случая есть результат всей предшествующей напряженной мыслительной деятельности инспектора уголовного розыска. Поскольку условия задач по раскрытию преступлений носят вероятностный характер, роль «случайной» информации, способной перевернуть весь планируемый ход решения задачи, резко возрастает. Поэтому, на наш взгляд, у работников уголовного розыска необходимо воспитывать такое важное профессиональное качество, как восприимчивость мышления или, как мы его называем, «чуткость на случай».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Избавление от боли
Если мы имеем какое-то представление о том, что можем сделать, чтобы облегчить чью-то боль - либо в союзе с обезболивающим лекарством, либо без него, - это помогает свести к минимуму наш стресс, а также стресс страдальца. Часто, чтобы минимизировать боль, достаточно сконцентрироваться на покое и гармонии и создать внутренние картины покоя. Теперь коснемся четырех принципов облегчения боли. 1. Р ...

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...

Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод родителей
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа состоит из девяти занятий. Первые два занятия – ознакомительные, а начиная со второго в каждом занятии – сказка. Занятия проводятся в виде тренинга. Цель каждого занятия – коррекция эмоциональных нарушений (негатив ...