Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
Страница 6

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска

В этой связи следует отметить еще одну примечательную особенность процесса мышления работника уголовного розыска при формировании замыслов решения. Довольно часто выделенный замысел приобретает настолько сильное, доминирующее влияние, что начинает мешать порождению новых замыслов, выявлению иных систем отношений среди элементов задачи. Срабатывает механизм, получивший название «психологического барьера» первоначально выделенная система отношений способна оказаться исключительно прочной, и создать другую комбинацию отношений из тех же исходных элементов ситуации работнику уголовного розыска бывает очень трудно или вовсе невозможно. Этим объясняется тот факт, что часто при подключении к решению задачи другого исполнителя последний может предложить ряд новых замыслов, которых прежний решающий задачу не смог обнаружить. Вот почему к мышлению работника уголовного розыска должно предъявляться специфическое требование мышление его должно быть гибким, т е способным уйти от шаблонных решений, абстрагироваться от упроченных систем связей и отношений.

Одним из практических путей преодоления указанного «психологического барьера», помимо специальных тренировок мышления, может быть использование коллективного обсуждения возникающих проблем и всего хода раскрытия преступления. В настоящее время такой формой коллективного обсуждения и принятия решений являются ежедневные оперативные совещания работников уголовного розыска в каждом органе внутренних дел. При коллективном решении задачи в большинстве случаев находится человек, которому «приходит в голову» правильное решение.

При анализе ответов испытуемых в ходе решения экспериментальной задачи трудно было судить о том, в какой мере они — результат «догадки», «озарения», т.е. собственно творчества, а в какой — воспроизведение уже имеющихся знаний. Поэтому в задаче был предусмотрен ряд специально созданных проблемных ситуаций, решение которых предполагало актуализацию собственно творческой активности испытуемых.

Когда испытуемые понимали, что избранный ими способ решения задачи не эффективен, они подвергали имеющиеся данные более глубокому анализу, выявляли и сопоставляли новые свойства, связи, отношения, заключенные в условиях задачи, расширяли зону поиска адекватного замысла решения.

В этой связи необходимо указать на роль случая в раскрытии преступлений. До тех пор, пока работник уголовного розыска не выделит и не проанализирует определенную систему связей, отношений, га информация, которая, казалось бы, ведет к решению задачи, не замечается им, а если и замечается, то внутренне как носитель существенного для решения значения не принимается. Лишь по мере углубления в проблему, расширения зоны поиска значимых свойств, отношении, т.е. по мере того, насколько подготовлена вся система внутренних условий для восприятия «случайной» информации, последняя может быть включена в анализ и эффективно использована. Использование случая есть результат всей предшествующей напряженной мыслительной деятельности инспектора уголовного розыска. Поскольку условия задач по раскрытию преступлений носят вероятностный характер, роль «случайной» информации, способной перевернуть весь планируемый ход решения задачи, резко возрастает. Поэтому, на наш взгляд, у работников уголовного розыска необходимо воспитывать такое важное профессиональное качество, как восприимчивость мышления или, как мы его называем, «чуткость на случай».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Методы эффективного самоконтроля поведения
Люди всегда заинтересованы в том, чтобы самостоятельно управлять своей жизнью. К сожалению, однако, далеко не все имеют адекватные навыки самоконтроля и поэтому живут не столь эффективно, как могли бы. Например, некоторые едят слишком много, другим никак не удается регулярно заниматься гимнастикой, а у кого-то отсутствуют навыки обучения. Большинство этих людей, если не все, хотели бы изменить н ...

Самость
В поле опыта находится самость. Это не есть устойчивая, неизменная сущность. Вместе с тем, если рассматривать самость в каждый данный момент, она кажется устойчивой. Это происходит потому, что мы как бы "замораживаем" фрагмент опыта, чтобы рассмотреть его. Роджерс говорит, что "мы имеем дело не с медленно растущей сущностью, или постепенным, шаг за шагом, наущением . результат, оч ...

Проблема оценки и оценочной функции в общей психологии
Для современного этапа психологии характерна тенденция к пересмотру многих устоявшихся понятий, введению новых категорий, переделу границ между традиционными сферами исследований, появлению новых разделов и целых психологических дисциплин. Причем, если прежде общая психология как наука, от которой постепенно «отпочковывались» новые дисциплины, была основным источником и генератором идей в них, т ...