Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
Страница 2

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска

К сожалению, других экспериментальных исследований мышления представителей юридических профессий, в том числе и работника уголовного розыска, не предпринималось. Безусловно, между мышлением следователя и работника уголовного розыска много общего, так как и тот и другой занимаются раскрытием преступлений, решают аналогичные задачи, хотя и различными средствами и методами.

Изучение мышления работников уголовного розыска проводилось нами путем экспериментального моделирования ситуаций, воспроизводящих специфику профессиональной деятельности. С этой целью была разработана экспериментальная задача по раскрытию преступления. В основу ее легли материалы реальных уголовных дел. Экспериментальная задача, во-первых, воспроизводила ситуацию неочевидного преступления, во-вторых, не содержала в исходных условиях всех необходимых для ее решения данных. Очевидно, что естественный эксперимент, т. е. непосредственное воспроизведение деятельности работника уголовного розыска по раскрытию преступлений, в наших условиях невозможен. Возможен лишь ретроспективный подход, т. е. лабораторный эксперимент с приближением к реальным условиям деятельности по раскрытию преступлений.

Всем этим требованиям могла отвечать лишь задача, построенная от начала до конца на одной и той же фабуле. При сквозной фабуле испытуемый, решая возникающие проблемные ситуации, получает дополнительные данные, на основе которых у него появляется возможность ответить на вопрос предыдущей задачи. Новые данные есть результат собственной активности испытуемых. При этом дополнительная информация может объективно либо способствовать решению, либо уводить в сторону от него: все зависит от характера действий, предлагаемых самими испытуемыми. Степень «полезности» получаемой информации испытуемые должны определять самостоятельно на последующих шагах решения задачи.

В этом состоит принципиальное отличие разработанной нами экспериментальной задачи от задач, использовавшихся ранее в исследованиях специфики профессионального мышления. В традиционных исследованиях мышления условия задач, предлагаемых испытуемым, содержали все необходимое для их решения, требовалось лишь переформулировать условия в соответствии с целью задачи. Такими готовыми проблемными задачами в нашем эксперименте воспользоваться не представлялось возможным в связи с особенностями задач по раскрытию неочевидных преступлений.

Экспериментальная задача имела сквозную фабулу, весь ее текст был разбит на так называемые вводные, которые предъявлялись испытуемым по мере продвижения их в решении задачи.

Испытуемыми были практические работники уголовного розыска различного возраста и стажа работы. Все участники эксперимента были разделены на группы с учетом квалификации. Степень квалификации испытуемых определялась по проценту раскрываемости ими преступлений (данные были получены с мест работы). До начала эксперимента испытуемые знакомились с инструкцией, при этом специально обращалось их внимание на необходимость производить все рассуждения по возможности вслух. В ходе эксперимента велся подробный протокол и магнитофонная запись высказываний испытуемых фиксировалось время решения ими задачи. С каждым из них эксперимент проводился индивидуально. Основным методом исследования мыслительного процесса был избран метод анализа речевых высказываний испытуемых. «Процесс выражения мысли в слове есть процесс развития самой мысли»35, поэтому анализ высказываний испытуемых позволил проследить ход, движение мысли в процессе решения задачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Роль эмоций
Эмоции – это особая форма отражения внешнего мира или внутреннего состояния человека, связанная с удовлетворением или неудовлетворением его органических или социальных потребностей, с осуществлением или утратой его жизненных целей. Эмоции в жизни человека выполняют следующие роли: отражательно-оценочная, защитную функцию, управляющая, мобилизующую функцию, компенсаторную функцию, сигнальная, дез ...

Управление неформальной организацией
Очень важно, чтобы руководители понимали, что неформальные ор­ганизации динамически взаимодействуют с формальными. Одним из первых, кто стал уделять внимание этому фактору, а также образованию неформаль­ных организаций был Джордж Хоманс, теоретик в области исследования групп. В Модели Хоманса (см. рис. 2.) под видами деятельности понимаются задачи, выполняемые людьми. [4] В процессе выполнения э ...

Теоретический обзор литературы по психологии тревожности. История развития психологии тревожности
Большинство исследователей тревожности согласны с тем, что проблема тревожности в психологии, как в научном, так и в клиническом плане впервые была поставлена и рассмотрена в трудах З. Фрейда [60, 61]. Взгляды Фрейда в отношении тревоги и страха близки к философской традиции, берущей свое начало от Серена Кьеркегора [28]. Оба признавали необходимость разграничения тревоги и страха, считая, что ...