Изучение особенностей мышления работника уголовного розыскаСтраница 2
К сожалению, других экспериментальных исследований мышления представителей юридических профессий, в том числе и работника уголовного розыска, не предпринималось. Безусловно, между мышлением следователя и работника уголовного розыска много общего, так как и тот и другой занимаются раскрытием преступлений, решают аналогичные задачи, хотя и различными средствами и методами.
Изучение мышления работников уголовного розыска проводилось нами путем экспериментального моделирования ситуаций, воспроизводящих специфику профессиональной деятельности. С этой целью была разработана экспериментальная задача по раскрытию преступления. В основу ее легли материалы реальных уголовных дел. Экспериментальная задача, во-первых, воспроизводила ситуацию неочевидного преступления, во-вторых, не содержала в исходных условиях всех необходимых для ее решения данных. Очевидно, что естественный эксперимент, т. е. непосредственное воспроизведение деятельности работника уголовного розыска по раскрытию преступлений, в наших условиях невозможен. Возможен лишь ретроспективный подход, т. е. лабораторный эксперимент с приближением к реальным условиям деятельности по раскрытию преступлений.
Всем этим требованиям могла отвечать лишь задача, построенная от начала до конца на одной и той же фабуле. При сквозной фабуле испытуемый, решая возникающие проблемные ситуации, получает дополнительные данные, на основе которых у него появляется возможность ответить на вопрос предыдущей задачи. Новые данные есть результат собственной активности испытуемых. При этом дополнительная информация может объективно либо способствовать решению, либо уводить в сторону от него: все зависит от характера действий, предлагаемых самими испытуемыми. Степень «полезности» получаемой информации испытуемые должны определять самостоятельно на последующих шагах решения задачи.
В этом состоит принципиальное отличие разработанной нами экспериментальной задачи от задач, использовавшихся ранее в исследованиях специфики профессионального мышления. В традиционных исследованиях мышления условия задач, предлагаемых испытуемым, содержали все необходимое для их решения, требовалось лишь переформулировать условия в соответствии с целью задачи. Такими готовыми проблемными задачами в нашем эксперименте воспользоваться не представлялось возможным в связи с особенностями задач по раскрытию неочевидных преступлений.
Экспериментальная задача имела сквозную фабулу, весь ее текст был разбит на так называемые вводные, которые предъявлялись испытуемым по мере продвижения их в решении задачи.
Испытуемыми были практические работники уголовного розыска различного возраста и стажа работы. Все участники эксперимента были разделены на группы с учетом квалификации. Степень квалификации испытуемых определялась по проценту раскрываемости ими преступлений (данные были получены с мест работы). До начала эксперимента испытуемые знакомились с инструкцией, при этом специально обращалось их внимание на необходимость производить все рассуждения по возможности вслух. В ходе эксперимента велся подробный протокол и магнитофонная запись высказываний испытуемых фиксировалось время решения ими задачи. С каждым из них эксперимент проводился индивидуально. Основным методом исследования мыслительного процесса был избран метод анализа речевых высказываний испытуемых. «Процесс выражения мысли в слове есть процесс развития самой мысли»35, поэтому анализ высказываний испытуемых позволил проследить ход, движение мысли в процессе решения задачи.
Другое по теме:
Психологические феномены депрессии
1. Раздражение, вызываемое депрессивным переживанием, заторможенность мышления.
Человек, переживающий депрессию может утратить чувство вкуса отдельных блюд. То, что раньше доставляло удовольствие теперь может отталкивать.
2. Измененное восприятие своего тела – тяжесть и оцепенение.
Человек воспринимает свое жизненное пространство как сузившееся, собственное тело может восприниматься как пуста ...
Особенности агрессивных
проявлений старших дошкольников
В моей работе были изучены особенности агрессивных проявлений и их причины у детей шестого и седьмого года жизни.
В соответствии с поставленными задачами исследование проводилось в трех старших группах детского сада. ...
Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...


