Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
Страница 1

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска

В советской психологической науке основой для исследования мышления служит учение классиков марксизма-ленинизма о природе психических процессов и явлений.

Марксистско-ленинское понимание мышления позволяет раскрыть специфику взаимодействия субъекта с познаваемым объектом. В. И. Ленин отмечал, что « .человеческое мышление по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин, но пределы истины каждого научного положения относительны»29.

По мнению советских психологов, мышление является необходимой предпосылкой всякой другой психологической деятельности. Мышление продолжает и развивает ощущение, восприятие и представление, выходя далеко за их пределы. В реальной познавательной деятельности каждого человека чувственное познание и мышление непрерывно переходят одно в другое и взаимообусловливают друг друга30.

Наряду с изучением закономерностей мышления в рамках общей психологии, в юридической психологии проводились исследования профессиональных качеств следователя, в том числе и интеллектуальных. Например, А.Р. Ратинов выделяет следующие интеллектуальные качества следователя: наблюдение и наблюдательность; знания, умения, навыки, память, язык и речь; воображение, ум, который в силу специфики следственного мышления отличают такие качества, как: глубина, мобильность, быстрота, самостоятельность, целеустремленность, критичность, гибкость31.

Исследуя профессионально важные психологические качества следователя, Д.П. Котов и Г.Г. Шиханцов приходят к выводу, что мышление следователя является практическим, а его основные компоненты представляют собой дискурсивное и интуитивное мышление32. Характеризуя свойства мышления следователя, авторы, по существу, выделяют те же интеллектуальные качества, что и А. Р. Ратинов

В.Л. Васильев включает в структуру профессионально значимых качеств следователя те, которые, по его мнению, характеризуют творческое начало личности следователя: воображение, самостоятельность, гибкость и объективность мышления («смотреть на себя глазами постороннего, критически настроенного человека»), интеллектуальный уровень («количество и качество материала, из которого создаются модели версий, общая эрудиция»), хорошая память, ум (система знаний), интуиция. Кроме того, перечисляются специальные качества творческого мышления следователя: проблемный характер; оперативность, динамичность, широта и глубина мышления; смелость и оригинальность, а главное — обоснованность в выдвижении версий по расследуемому делу; логичность, критичность и непредвзятость мышления33.

Все указанные авторы приходят к единодушному заключению, что стержнем профессиональных способностей следователя "является способность к творческому мышлению, которое понимается ими как процесс решения следственных задач. С такими положениями нельзя не согласиться, однако необходимо отметить, что мыслительная деятельность следователя была объектом теоретического изучения перечисленными авторами.

Впервые экспериментально исследовала процесс решения следственных задач, описала психологическую характеристику мыслительной деятельности следователя Н.Л. Гранат34.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Психология в недрах философии и естествознания
Слово “психология” появилось в XVI веке в западноевропейских текстах. Тогда языком учености была латынь. Составили же его из двух древнегреческих слов: psyche (душа) и logia (понимание, знание). В этих древнегреческих терминах осели смыслы, преобразованные двухтысячелетней работой великого множества умов. Постепенно слово психолог” вошло в оборот повседневной жизни. В пушкинской “Сцене из Фауста ...

Феномен суицидальной активности: теоретический подход. Определение суицида
Явление суицида известно с древнейших времен, однако самый подходящий термин появился только к 1651 году в Англии, происхождение которого отходит от латинского слова «suicidium» - «себя убивать». Другой из вариантов термина был получен своим сходством с однокоренным ему – «suist» - эгоистичный человек, «suicism» - эгоизм [5, с139]. Но, эти «определения» не являются точными и объясняющими всю сут ...

Социальная ситуация: сущность, типология
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети – инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийный бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жерт ...