Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
Страница 3

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска

В экспериментах приняло участие 338 человек. Эксперимент считался законченным, когда испытуемые приходили к решению, т. е. раскрывали преступление либо когда они полностью исчерпывали свои возможности и отказывались от дальнейшего решения задачи.

Нужно отметить, что практически у всех испытуемых обнаружилась достаточно высокая положительная познавательная мотивация при решении задачи. Сами испытуемые расценивали опыты как своеобразную проверку своих знаний и способностей, активно стремились к достижению положительного результата, т. е. решению задачи.

При проведении эксперимента нас в первую очередь интересовали не различия, а общие особенности мышления, которые, пусть выраженные в разной степени, но присущи всем специалистам — оперативным уполномоченным уголовного розыска независимо от их возраста и стажа работы. Прежде всего предстояло определить основные стадии мышления при решении задачи по раскрытию преступления, дать их описание, затем попытаться выявить те интеллектуальные качества, которые влияют на эффективность решения.

Рассмотрим, как развертывается процесс мышления в ходе решения экспериментальной задачи по раскрытию преступления (убийство с расчленением трупа).

Испытуемые, ознакомившись с содержанием задачи, для установления личности погибшей (или погибших) с большей или меньшей полнотой формулировали новые задачи, т. е. подзадачи по отношению к исходной, условия которых были заложены в первоначальной информации, но их необходимо было выявить. Эти задачи были выражены в виде следующих вопросов:

1) являются ли обнаруженные части тела принадлежностью одного тела?

2) кому принадлежат предметы упаковки (погибшей или преступнику)?

3) где находятся место совершения преступления и место расчленения трупа?

4) в чем причина смерти жертвы?

5) какими орудиями совершено убийство?

6) когда наступила смерть?

7) каким способом совершено расчленение?

8) каков возраст жертвы?

9) каким способом доставлены части трупа на места их обнаружения?

10) имеются ли свидетели совершенного преступления? Как только задачи были сформулированы, испытуемые

начинали выдвигать замыслы по их решению, т. е. способы достижения искомых целей. Если какой-либо способ действия по достижению искомой цели испытуемому неизвестен, способ становится целью действия: происходит уже описанное нами формирование новых задач.

В этом отношении более опытные работники уголовного розыска превосходят своих менее опытных коллег: обладая большим запасом практических знаний о задачах аналогичного типа, они стремятся в той или иной мере использовать эти знания в определенном, прямом или несколько преобразованном, виде при решении новой задачи.

Следует отметить, что опытные работники уголовного розыска с большим стажем работы (5 лет и более) в основном затрачивали больше времени на решение задачи — в среднем 2,2 часа, тогда как для молодых работников этот же показатель равен 1,4 часа. Это объясняется тем, что опытные работники предлагали наиболее полные, подробные и развернутые рассуждения на каждом этапе решения. Они выдвигали наибольшее количество версий, каждая из которых подробно обосновывалась имеющимися данными, предлагали одновременно несколько вариантов проверки выдвинутых версий, указывали конкретные способы отработки предложенных вариантов. Обнаружено, что чем больший стаж имеет работник уголовного розыска, тем большую осведомленность он проявляет в отношении следственной работы, и там, где молодежь зачастую не замечает возможностей формирования новых профессиональных подзадач и процессуального закрепления получаемых сведений, опытные работники быстро находят нужные решения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Методики, использованные для диагностики качеств личности студентов, планирующих получить профессию психолога
Для исследования влияния индивидуальных психологических особенностей на формирование личности профессионала использовались следующие методики: "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова Эмпатия - способность к принятию, сочувствию и сопереживанию. Методика направлена на диагностирование уровня эмпатии, выявление уровней эмпатийных тенденций. Изучение взаимосвязи типа личности и сфер ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивност ...

Занятие №4 «Литературия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, корона, трон, листочки со словами (кол-во комплектов по количеству детей в группе), истории об именах ребят из группы, распечатка с домашним заданием. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше третье путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ...