Изучение особенностей мышления работника уголовного розыскаСтраница 7
Экспериментальные исследования мышления оперативного уполномоченного уголовного розыска показывают, что этапы решения задач по раскрытию преступлений, по существу, совпадают с этапами решения любой задачи. Различия, однако, заключаются в специфике «материала», которым оперирует решающий задачу. Они-то и предъявляют особые требования к мышлению работника уголовного розыска36
Вышеизложенное позволяет выделить следующие особенности профессионального мышления работника уголовного розыска:
1. Созидательность — способность к самостоятельной постановке задач и нахождению способов их решения.
2. Гибкость — умение изменять свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой информацией, способность уйти от шаблонных решений.
3. Восприимчивость — так называемая «чуткость на случай».
4. Полинаправленность — умение оценивать широкий круг вопросов и фактов с использованием предельно большого количества знаний из прошлого опыта. Способность к одновременному выдвижению нескольких замыслов решения.
5. Критичность — соотношение замыслов решений с объективными условиями задачи, обоснованность, аргументированность замыслов, выделяемых как предпочтительные.
6. Избирательность — умение найти в условиях задачи наиболее существенное, отличить главные связи и закономерности от несущественных, второстепенных.
7. Оперативность — умение решать задачи в кратчайшее время, быстро ориентироваться в условиях задачи.
8. Проницательность — умение разобраться в движущих мотивах поведения людей, способность понимать и предвосхищать их поступки.
Следует отметить, что названные качества мышления работника уголовного розыска не являются врожденными, данными от природы (об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у профессионалов с больший опытом работы указанные качества сформированы значительно лучше, чем у новичков), их можно успешно развивать как в процессе самой профессиональной деятельности, так и в ходе специально разработанной системы профессиональной подготовки.
Мышление оперативного уполномоченного уголовного розыска — это творческое мышление, имеющее сугубо практическую направленность на решение конкретных задач борьбы с преступностью.
Б.М. Теплов, сравнивая деятельность теоретика и практика, отметил, что работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается беспрерывному испытанию ею. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей практического ума37.
Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых работником уголовного розыска, можно с полным основанием отнести его познавательную деятельность к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.
Изученные особенности мышления работника уголовного розыска могут служить основой для разработки дидактических приемов и методов обучения в системе профессиональной (служебной) подготовки, направленных на формирование у оперативных уполномоченных уголовного розыска профессионального мышления и производных от него качеств ума.
Другое по теме:
Методы преодоления
конфликтов
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особенности развития противоборства и др. В психологических исследованиях определены принципы, которыми следует руководствоваться при разрешении конфликта.
1. Р ...
Физиологические основы внимания
Что лежит в основе процессов направленности и сосредоточения психической деятельности с точки зрения физиологической? Какие нервные процессы связаны с отбором одних воздействий от других?
В коре больших полушарий мозга протекают два процесса: возбуждение и торможение. Когда человек внимателен к чему-либо, это значит, что у него в коре мозга возник очаг возбуждения. Остальные участки мозга в это ...
Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой
игры на мотивацию дошкольников. Цели,
задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению
мотивации старших дошкольнико
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и ...


