Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
Страница 7

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска

Экспериментальные исследования мышления оперативного уполномоченного уголовного розыска показывают, что этапы решения задач по раскрытию преступлений, по существу, совпадают с этапами решения любой задачи. Различия, однако, заключаются в специфике «материала», которым оперирует решающий задачу. Они-то и предъявляют особые требования к мышлению работника уголовного розыска36

Вышеизложенное позволяет выделить следующие особенности профессионального мышления работника уголовного розыска:

1. Созидательность — способность к самостоятельной постановке задач и нахождению способов их решения.

2. Гибкость — умение изменять свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой информацией, способность уйти от шаблонных решений.

3. Восприимчивость — так называемая «чуткость на случай».

4. Полинаправленность — умение оценивать широкий круг вопросов и фактов с использованием предельно большого количества знаний из прошлого опыта. Способность к одновременному выдвижению нескольких замыслов решения.

5. Критичность — соотношение замыслов решений с объективными условиями задачи, обоснованность, аргументированность замыслов, выделяемых как предпочтительные.

6. Избирательность — умение найти в условиях задачи наиболее существенное, отличить главные связи и закономерности от несущественных, второстепенных.

7. Оперативность — умение решать задачи в кратчайшее время, быстро ориентироваться в условиях задачи.

8. Проницательность — умение разобраться в движущих мотивах поведения людей, способность понимать и предвосхищать их поступки.

Следует отметить, что названные качества мышления работника уголовного розыска не являются врожденными, данными от природы (об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у профессионалов с больший опытом работы указанные качества сформированы значительно лучше, чем у новичков), их можно успешно развивать как в процессе самой профессиональной деятельности, так и в ходе специально разработанной системы профессиональной подготовки.

Мышление оперативного уполномоченного уголовного розыска — это творческое мышление, имеющее сугубо практическую направленность на решение конкретных задач борьбы с преступностью.

Б.М. Теплов, сравнивая деятельность теоретика и практика, отметил, что работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается беспрерывному испытанию ею. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей практического ума37.

Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых работником уголовного розыска, можно с полным основанием отнести его познавательную деятельность к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.

Изученные особенности мышления работника уголовного розыска могут служить основой для разработки дидактических приемов и методов обучения в системе профессиональной (служебной) подготовки, направленных на формирование у оперативных уполномоченных уголовного розыска профессионального мышления и производных от него качеств ума.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другое по теме:

Особенности развития воображения у детей в дошкольном возрасте
Для исследования роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения. Вооб ...

Интерпретация результатов исследования
Результаты исследования уровня эмпатии при помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова. При помощи методики "Диагностика уровня эмпатии" И.М. Юсупова, нами были получены следующие результаты. Всем исследуемым нами студентам свойственен высокий, либо очень высокий уровень эмпатии. При этом для 76,47% испытуемых был характерен очень высокий уровень эмпатии и для ...

Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)
Изучение особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников проводилось в трех старших группах детского сада №1411 г. Москвы. В эксперименте участвовали 56 детей. Обследованные нами старшие группы детских садов были не совсем “чистыми” по своему возрастному составу, поскольку в последнее время родители стали отдавать детей в школу как в б, так и в 7 лет, поэтому возрастной диапазон наш ...