Изучение особенностей мышления работника уголовного розыскаСтраница 7
Экспериментальные исследования мышления оперативного уполномоченного уголовного розыска показывают, что этапы решения задач по раскрытию преступлений, по существу, совпадают с этапами решения любой задачи. Различия, однако, заключаются в специфике «материала», которым оперирует решающий задачу. Они-то и предъявляют особые требования к мышлению работника уголовного розыска36
Вышеизложенное позволяет выделить следующие особенности профессионального мышления работника уголовного розыска:
1. Созидательность — способность к самостоятельной постановке задач и нахождению способов их решения.
2. Гибкость — умение изменять свою деятельность и изменять принятые решения в соответствии с новой информацией, способность уйти от шаблонных решений.
3. Восприимчивость — так называемая «чуткость на случай».
4. Полинаправленность — умение оценивать широкий круг вопросов и фактов с использованием предельно большого количества знаний из прошлого опыта. Способность к одновременному выдвижению нескольких замыслов решения.
5. Критичность — соотношение замыслов решений с объективными условиями задачи, обоснованность, аргументированность замыслов, выделяемых как предпочтительные.
6. Избирательность — умение найти в условиях задачи наиболее существенное, отличить главные связи и закономерности от несущественных, второстепенных.
7. Оперативность — умение решать задачи в кратчайшее время, быстро ориентироваться в условиях задачи.
8. Проницательность — умение разобраться в движущих мотивах поведения людей, способность понимать и предвосхищать их поступки.
Следует отметить, что названные качества мышления работника уголовного розыска не являются врожденными, данными от природы (об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что у профессионалов с больший опытом работы указанные качества сформированы значительно лучше, чем у новичков), их можно успешно развивать как в процессе самой профессиональной деятельности, так и в ходе специально разработанной системы профессиональной подготовки.
Мышление оперативного уполномоченного уголовного розыска — это творческое мышление, имеющее сугубо практическую направленность на решение конкретных задач борьбы с преступностью.
Б.М. Теплов, сравнивая деятельность теоретика и практика, отметил, что работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается беспрерывному испытанию ею. Жесткие условия времени — одна из самых характерных особенностей практического ума37.
Учитывая сложность, многоплановость, разнообразие задач, решаемых работником уголовного розыска, можно с полным основанием отнести его познавательную деятельность к разряду творческих, а основной формой обеспечения познания в ней назвать практическое творческое мышление.
Изученные особенности мышления работника уголовного розыска могут служить основой для разработки дидактических приемов и методов обучения в системе профессиональной (служебной) подготовки, направленных на формирование у оперативных уполномоченных уголовного розыска профессионального мышления и производных от него качеств ума.
Другое по теме:
Локус контроля как атрибут ответственности. Основные
теоретические подходы к изучению локуса контроля
Понятие «локус контроля» было введено в 1960-х гг. Джулианом Бернардом Роттером, американским психологом, в рамках теории социального научения.
Являясь центральным конструктом этой теории, локус контроля представляет собой обобщенное ожидание того, в какой степени люди контролируют подкрепления в своей жизни. По Роттеру, ожидание относится к субъективной вероятности того, что определенное подкре ...
Описание результатов исследования
Исследование проводилось с марта по апрель 2009 года в городе Минске. В нем принимали участие молодые пары в возрасте от 18 до 31 года. Стаж супружеской жизни не превышал 5 лет. Всего в исследовании принимали участие 36 респондентов (18 женщин и 18 мужчин).
По итогам тест–опросника «Удовлетворенность браком» были сделаны следующие результаты:
1) Не выявлены респонденты, набравшие от 0 до 16 ба ...
Сферы, этапы и институты социализации
Выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация личности:
· деятельность;
· общение;
· развитие самосознание (1).
В процессе усвоения содержания деятельности и ее разнообразных видов, происходит ориентировка индивида и осуществляется выбор главного, приоритетного направления, формируются личностные смыслы деятельности, отношения.
Одновременно происходит расширение контактов чело ...


