Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
Страница 4

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска

Экспериментальное исследование позволило выявить наличие различных форм мышления работника уголовного розыска в деятельности по раскрытию преступлений.

К ним относятся:

дискурсивное (рассудочное) мышление, которое характеризуется построением рассуждений по готовым логическим формулам (алгоритмам);

интуитивное мышление, в основе которого лежит профессиональный опыт, хорошая память и развитое воображение,

творческое мышление, проявляющееся в ситуациях, разрешить которые с помощью алгоритмов, логическим путем невозможно, требуется создание новой схемы действия, нахождение новых способов решения задачи.

Таким образом, познавательная деятельность при решении задачи, направленной на раскрытие преступления характеризуется взаимосвязью дискурсивного, интуитивного и творческого мышления. Анализируя процесс решения испытуемыми экспериментальной задачи, нетрудно заметить значительное развитие дискурсивного и интуитивного мышления у опытных работников. Однако решение проблемных заданий, предполагающих включение творческого мышления, оказывается одинаково сложным для оперативных уполномоченных с различным стажем работы в уголовном розыске.

Теперь проанализируем этапы мышления работника уголовного розыска в ходе решения задач по раскрытию преступлений.

Процесс мышления начинается с ориентировки в условиях задачи. Это. первый этап ее решения. Необходимо отметить, что, сами по себе элементы ситуации — как относительно статичные, так и динамические — не составляют условия задачи. Условия задачи по раскрытию преступления заложены в информации, которую эти элементы несут «в себе» и которую необходимо найти.

Таков процессе ознакомления с содержанием предложенной экспериментальной задачи испытуемые определяют, что им дано и что остается неизвестным Выделение неизвестного, точнее, ряда неизвестных, преобразует исходную задач) в систему промежуточных задач, целью каждой из которых является нахождение этих неизвестных.

Испытуемые перечисляют искомое (поставленные вопросы), т е формулируют задачи Первый этап завершается формированием системы дополнительных задач

Уже на этом этапе могут возникнуть проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности по формированию системы специальных подзадач со своими подцелями Основной особенностью задач по раскрытию неочевидных преступлений является то, что окончательное их решение осуществляется преимущественно путем разрешения целого ряда взаимосвязанных подзадач.

Осознание проблемной ситуации и профессиональное формулирование задач во многом зависит от способностей и профессионального опыта работника уголовного розыска Проблемная ситуация не может быть осознана, когда у оперативного уполномоченного в силу отсутствия профессионального опыта просто не возникает мысли о том, что в данной ситуации имеется нечто неизвестное, которое необходимо найти Разрешение проблемной ситуации всегда совпадает с процессом становления и развития новых профессиональных качеств мышления специалиста.

Вторым этапом мышления работника уголовного розыска в ходе решения задачи является этап формирования замысла решения. Поскольку условия задач по раскрытию преступлений имеют многоплановую характеристику и отличаются значительной неопределенностью, процесс их решения состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, в активном выборе необходимой информации. Существенной особенностью мышления при раскрытии преступления является то, что обычно происходит формирование нескольких замыслов по нахождению одного искомого. Так, например, по ознакомлении с содержанием экспериментальной задачи испытуемые выдвигали следующие замыслы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Провоцирование ситуативного поведения
Эффект соотнесения с контекстом. «…люди более мотивированы избежать известных потерь, чем добиться эквивалентного этим потерям выигрыша» (24). Итак, если есть ситуация, где человеку приходиться выбирать делать ли ему что-то или нет, то скорее его можно заставить сделать желаемое действие, показав ему, что он потеряет, поступив по-другому, вместо того, чтобы описывать возможные выгоды. Этот пр ...

Понятие личность в психологии. Различные подходы к пониманию структуры личности. Свойства личности
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Нет однозначного определения термина "личность". С точки зрения Рубинштейна, личность - совокупность внутрен ...

Программа коррекционного занятия
Цель занятия: понизить уровень школьной, самооценочной и межличностной тревожности учащихся. Задачи: 1) Создать условия для комфортной и безопасной работы детей; 2) Познакомить детей с групповой работой и способствовать созданию благоприятной обстановки; 3) Способствовать преодолению психологических барьеров, мешающих самовыражению ребенка; 4) Способствовать снятию психологического и мышечн ...