Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска
Страница 4

Психология » Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного розыска » Изучение особенностей мышления работника уголовного розыска

Экспериментальное исследование позволило выявить наличие различных форм мышления работника уголовного розыска в деятельности по раскрытию преступлений.

К ним относятся:

дискурсивное (рассудочное) мышление, которое характеризуется построением рассуждений по готовым логическим формулам (алгоритмам);

интуитивное мышление, в основе которого лежит профессиональный опыт, хорошая память и развитое воображение,

творческое мышление, проявляющееся в ситуациях, разрешить которые с помощью алгоритмов, логическим путем невозможно, требуется создание новой схемы действия, нахождение новых способов решения задачи.

Таким образом, познавательная деятельность при решении задачи, направленной на раскрытие преступления характеризуется взаимосвязью дискурсивного, интуитивного и творческого мышления. Анализируя процесс решения испытуемыми экспериментальной задачи, нетрудно заметить значительное развитие дискурсивного и интуитивного мышления у опытных работников. Однако решение проблемных заданий, предполагающих включение творческого мышления, оказывается одинаково сложным для оперативных уполномоченных с различным стажем работы в уголовном розыске.

Теперь проанализируем этапы мышления работника уголовного розыска в ходе решения задач по раскрытию преступлений.

Процесс мышления начинается с ориентировки в условиях задачи. Это. первый этап ее решения. Необходимо отметить, что, сами по себе элементы ситуации — как относительно статичные, так и динамические — не составляют условия задачи. Условия задачи по раскрытию преступления заложены в информации, которую эти элементы несут «в себе» и которую необходимо найти.

Таков процессе ознакомления с содержанием предложенной экспериментальной задачи испытуемые определяют, что им дано и что остается неизвестным Выделение неизвестного, точнее, ряда неизвестных, преобразует исходную задач) в систему промежуточных задач, целью каждой из которых является нахождение этих неизвестных.

Испытуемые перечисляют искомое (поставленные вопросы), т е формулируют задачи Первый этап завершается формированием системы дополнительных задач

Уже на этом этапе могут возникнуть проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности по формированию системы специальных подзадач со своими подцелями Основной особенностью задач по раскрытию неочевидных преступлений является то, что окончательное их решение осуществляется преимущественно путем разрешения целого ряда взаимосвязанных подзадач.

Осознание проблемной ситуации и профессиональное формулирование задач во многом зависит от способностей и профессионального опыта работника уголовного розыска Проблемная ситуация не может быть осознана, когда у оперативного уполномоченного в силу отсутствия профессионального опыта просто не возникает мысли о том, что в данной ситуации имеется нечто неизвестное, которое необходимо найти Разрешение проблемной ситуации всегда совпадает с процессом становления и развития новых профессиональных качеств мышления специалиста.

Вторым этапом мышления работника уголовного розыска в ходе решения задачи является этап формирования замысла решения. Поскольку условия задач по раскрытию преступлений имеют многоплановую характеристику и отличаются значительной неопределенностью, процесс их решения состоит в уменьшении исходной неопределенности условий, в активном выборе необходимой информации. Существенной особенностью мышления при раскрытии преступления является то, что обычно происходит формирование нескольких замыслов по нахождению одного искомого. Так, например, по ознакомлении с содержанием экспериментальной задачи испытуемые выдвигали следующие замыслы:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Работа с межличностными отношениями в танце-двигательной терапии.
Сфера межличностных отношений, имеющая большое значение как для личностной динамики, так и, в широком смысле, для состояния социума, в условиях танце-двигательной терапии подвергается воздействию через систему социальной коммуникации, а именно - ее эмоциональное наполнение. Исследования показывают, что танцедвигательная терапия помогает установить или восстановить межличностную коммуникацию. На ...

Воспитательная работа с прапорщиками
Свою специфику также имеет и воспитательная работа с прапорщиками подразделения. Обновление теоретического содержания воспитательной работы с этой категорией военнослужащих, приведение ее в соответствие реальностям жизни в последние годы являются наиболее актуальными направлениями кадровой политики в войсках. Исходя из этого, командиры подразделений руководствуются рядом соответствующих требова ...

Глухие и слабослышащие, их характеристика
Нарушения слуха могут вызваться различными заболеваниями детей, среди них менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его последствия. Если поражено внутренне ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха. Также нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых кост ...