Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека
Страница 1

Психология » Особенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становления » Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека

Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы).

Рассмотрим те побудительные причины, которые заставляют человека заниматься трудом. Первая группа причин – побуждения общественного характера. Это и осознание необходимости приносить пользу обществу, это и желание оказывать помощь другим людям, это и общественная установка на необходимость трудовой деятельности, и нежелание прослыть тунеядцем.

Вторая группа – получение определенных материальных благ для себя и семьи; зарабатывание денег для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Третья группа – удовлетворение потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации: человек не может быть бездеятельным по своей природе, а природа его такова, что он – не только потребитель, но и созидатель. В процессе созидания он получает удовлетворение от творчества, оправдывает смысл своего существования. К этой же группе относится и мотив, связанный с удовлетворением потребности в общественном признании, в уважении со стороны других.

Трудовое воспитание школьников и должно состоять в формировании и закреплении этих мотивов. Выбор профессии – довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс: ведь от правильного выбора профессии во многом зависит удовлетворенность человека своей жизнью. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Если главным для человека является общественный престиж, то профессия выбирается исходя из существующей моды, престижности профессии в обществе. Многие выбирают профессию в зависимости от того, в какой степени она может обеспечить их материальное благополучие. Ряд людей выбирают профессию из-за интереса к ней, и нередко этот интерес имеет романтический характер, навеянный литературой, увиденным фильмом, телепередачей. Бывает, что такой выбор, основанный на поверхностном, чисто внешнем впечатлении или подкрепленный советами родителей, друзей, оказывается неудачным. Но часто романтика профессии быстро улетучивается и остаются «суровые будни», к которым человек не готов ни морально, ни физически, ни по своему психическому складу; работа превращается для человека в пытку, и он вынужден менять профессию. Таким образом, профессию можно выбирать в зависимости то многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека. Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы (сила – слабость, подвижность – инертность, уравновешенность – неуравновешенность) могут обусловливать склонность человека к определенному виду деятельности – к быстрой, но кратковременной работе, к работе переменного характера т. п. Осознание этой склонности и ее причины (правда не всегда отчетливое) приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, так как в его глазах эта деятельность по своему характеру отвечает характеру имеющейся склонности (отсюда важность реального, адекватного представления о психологической структуре данной деятельности). Соответствующее же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «закрепляет» его в данной профессии.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Особенности индивидуальной работы воспитателя внутренних войск
Следует учитывать, что особенности воспитания рассмотренных категорий военнослужащих по своему содержанию имеют специфическое проявление в тех или иных военно-профессиональных условиях. При этом наиболее значимыми из них выступают особенности организации воспитательной работы в подразделениях по охране и конвоированию осужденных, а также подразделениях специального назначения. Ее основная цель ...

Исследование аффективных реакций
Исследование аффективных реакций затруднительно в связи со сложностью их создания в лабораторных условиях. Среди экспериментальных методов вызывания аффективных реакций: внезапное выключение света, пистолетный выстрел. обрызгивание водой, предъявление испорченного крысиного трупа, мочи, фекальных масс, змей. Часть из этих методов может вообще не вызвать реакции, а другая часть вызывает лишь ряд ...

Психологический диагноз: принципы и уровни построения
Психологический диагноз - результат психодиагностического обследования, выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определенной психодиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системный характер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в виде профиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психического состояния индив ...