Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека
Страница 2

Психология » Особенности профессиональной мотивации у подростков в период профессионального становления » Возрастные особенности мотивации подростков. Профессиональная мотивация трудовой деятельности человека

Если же у человека имеется поверхностное и неадекватное представление о профессии, о тех требованиях, которые она предъявляет, то происходит рассогласование между склонностями и способностями – с одной стороны, и психологическим содержанием работы – с другой. В результате не будет ни высокой эффективности такой деятельности, ни удовлетворения ею. Склонность к определенному типу деятельности может проявляться в разных видах труда (профессиях), а это значит, что она еще не предопределяет узконаправленного профессионального выбора. Одни и те же склонность и способности можно реализовать в разных профессиях. Особое внимание изучению мотивационной сферы личности придается в процедурах выявления и оценки пригодности молодежи по своим индивидуально-психологическим характеристикам к определенным профессиям, т. е. при проведении профессиональной ориентации и психологического отбора. Из всей совокупности профессионально важных качеств, личностных особенностей, предопределяющих успешность обучения той или иной профессии и последующей трудовой деятельности, одно из основных значений придается системе ценностных ориентиров конкретного человека, направленности и интенсивности побудительных сил, устремленных на достижение ближайших и отдаленных целей в развитии и реализации субъекта деятельности. Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Пользуясь понятием внутренней позицией личности, введенной Л.И. Божович, можно утверждать, что развитие внутренней позиции взрослого человека в значительной степени определяется развитием личности как профессионала. [12] Внутренняя позиция взрослого человека находит свое объективное отражение в профессиональном становлении личности. Понятие внутренней позиции подразумевает единство мотивационного, аффективного и когнитивного компонентов. Введенное Л.И. Божович понятие имеет и еще один важный смысловой аспект. Внутренняя позиция личности – не навязанный внешним окружением, а принятый человеком выбор своего места в жизни, опосредованный внутренними мотивами. Данное новообразование относится к личности в целом, в процессе онтогенеза оно претерпевает ряд качественных изменений. Профессиональное самоопределение – процесс развития внутренней позиции профессионала, т. е. мотивации профессиональной деятельности, отношения человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения, который обычно приходится на ранний юношеский возраст, можно выделить несколько стадий формирования внутренней позиции профессионала. Первая стадия характеризуется общим положительным эмоциональным отношением к будущей профессиональной деятельности. Обращаясь к предложенной С.Л. Рубинштейном идее о соотношении понятий «хочу» - «могу» - «надо», можно сказать, что на данном этапе ярко выражен именно первый компонент, т. е. желание овладеть профессией, но еще слабо развиты представления о своих способностях и потребностях общества в специалистах данного профиля. Что касается третьего компонента, то можно предположить, что в последнее время молодежь при выборе не в последнюю очередь принимает в расчет общественную потребность в той или иной профессии и ее престижность, а иногда руководствуется исключительно ею (к примеру, при выборе популярных профессий – банкир, фотомодель и др.). Следующая стадия развития внутренней позиции характеризуется там, что появляется осознание своих возможностей и способностей, формируется ориентация на собственно содержательные моменты деятельности. И только на третьей стадии возникает адекватное представление о профессиональной деятельности о своих способностях. Правомерно предположить, что выделенные стадии соответствуют типам внутренней позиции профессионала. Своеобразие внутренней позиции личности в юношеском возрасте заключается в том, что юноши полностью обращены в будущее, настоящее существует для них преимущественно как возможность реализовать свое будущее. Под влиянием изменений, происходящих в структуре внутренней позиции, преобразуется и мотивационная сфера.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Особенности подросткового возраста в связи с суицидальной активностью
Подростковый возраст начинается примерно в 12-14 до 17-18. Основная грань личности, на которую опирается данный период, является формирование чувства идентичности (Эриксон, Вагин, и т.д.). Также данный возраст, с психологической точки зрения, объясняется как «период взросления, характеризующийся интенсивными психологическими и физическими изменениями: половым созреванием и развитием, бурной физи ...

Причины возникновения одиночества. Формирование самосознания в юношеском возрасте
В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, э ...

Влияние рок-музыки на организм человека. Способы воздействия рок-музыки на человеческую психику
Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Рассуждая об этой закономерности, можно взять в пример современную рок-музыку. Этот музыкальный стиль имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику: 1. Жесткий ритм 2. Монотонные повторения 3. Громкость, сверхчастоты 4. Светоэффект 1. Ритм - одно из сильных способов воздействия ...