Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими заболеваниями
Страница 1

Психология » Особенности психологической адаптации к ДОУ у соматически ослабленных детей раннего возраста » Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими заболеваниями

В сложной системе социальных ценностей все большее место начинает занимать проблема здоровья народа, нации, в которой особое место занимает здоровье подрастающего поколения. Общеизвестно, что за последние годы состояние здоровья детей и подростков становится предметом острой тревоги общества.

Современные условия жизни населения промышленных городов и мегаполисов характеризуется большим многообразием антропогенных факторов, оказывающих как прямое, так и опосредованное влияние на организм человека. Данное влияние может проявиться в сумме неблагоприятных биологических эффектов с отдалёнными последствиями для здоровья как отдельного индивидуума, так и популяции в целом. Более незащищённым от воздействия внешних факторов является детский организм с несформировавшейся системой защиты и неразвитым адаптивным ресурсом. По результатам анализа показателей здоровья в целом по России только 34% детей являются здоровыми, при этом среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми признаны не более 10% детей младших классов и 3-5% старшеклассников. Отмечается рост инвалидности среди детей, основными причинами которой являются нервные и психические заболевания. Социальные последствия ухудшающегося состояния здоровья детей напрямую касаются таких явлений современного общества, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности, к службе в армии, нарушение формирования и реализации репродуктивного потенциала, ухудшение демографической ситуации и др. Ежегодно в стране регистрируется 180-190 млн. случаев заболеваний населения острыми и хроническими заболеваниями, из которых 100 млн. с впервые установленным диагнозом.

За последние 5 лет уровень заболеваемости детей и подростков, по данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения, имеет тенденцию к значительному росту и составляет: среди детей 1829,8 случаев, среди подростков 1511,4 на 1000 населения. Рост показателей хронической заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Основное место, по данным различных эпидемиологических исследований, в детской и подростковой структуре патологических состояний занимают болезни различной этиологии. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 Патологические состояния в детском возрасте

Название болезни

Дети (%)

1. Органы дыхания

50

2. Болезни нервной системы и органов чувств

11,4

3. Заболевания органов пищеварения

15,3

4. Заболевания опорно-двигательного аппарата

22,2

По некоторым классам патологии отмечается интенсивный рост в 3 и более раз.

Итак, можно констатировать, что количество детей с хронической соматической патологией неуклонно растет.

Здоровые и крепкие дети чаще спокойны, жизнерадостны, легче приспосабливаются к яслям и детскому саду, школе, чем слабые. Это естественно. Крепкий и здоровый реже испытывает неприятные, болезненные ощущения, реже болеет, а значит, и более приспособлен к трудностям, более уверен в себе. Такого ребенка и воспитывают спокойно, поскольку его физическое состояние не вызывает опасений. Он самостоятелен, уважаем сверстниками, часто - лидер.

У физически слабого, болезненного все по-иному. Слабость, болезненность угнетающе воздействуют как на ребенка, так и на его родителей. Ребенок испытывает болезненные ощущения, чувство психофизического дискомфорта. Слабый ребенок переносит одно простудное заболевание за другим. Он не успевает окрепнуть, как заболевает вновь. Родители нервничают, и их состояние и тревога передаются ребенку. Его раздражает сама необходимость лечения. То он у врача, то врач у него. Лекарства, процедуры, исколотое тело, ребенок не понимает происходящего. Для него все это - стресс, насилие, страх, беда. Он вздрагивает, когда звонят в дверь, и прячется под стол, но его вытаскивают и вновь смотрят горло. Это само по себе превращается в психическую травматизацию. Такой ребенок становится плаксивым, капризным, возбудимым, раздражительным [28, c.304].

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Структурно-деятельностные и психофизиологические основания мышления.
Мышление является не только высшим познавательным, но и высшим психическим феноменом вообще, конкретно выступающим в качестве фактора разрешения противоречия между тем, что человеку дано, и тем, что он должен в данном случае достигнуть, так как то, что дано, и то, что надо достигнуть, как правило, не совпадают. Такие ситуации принято называть проблемными. Будучи осмысленными, проблемные ситуации ...

Проблема оценки и оценочной функции в общей психологии
Для современного этапа психологии характерна тенденция к пересмотру многих устоявшихся понятий, введению новых категорий, переделу границ между традиционными сферами исследований, появлению новых разделов и целых психологических дисциплин. Причем, если прежде общая психология как наука, от которой постепенно «отпочковывались» новые дисциплины, была основным источником и генератором идей в них, т ...

Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Э. Эриксон рассматривал становление личности человека на протяжении всей его жизни от рождения до смерти[33]. Исходя первоначально из психоаналитических посылок, он пришел к заключению о более рациональной адаптации человека к социальному окружению, о необходимости для каждого индивида решать, скорее, не психосексуальные, а психосоциальные конфликты, преодолевать жизненные трудности. При этом в ...