Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими
заболеваниямиСтраница 1
В сложной системе социальных ценностей все большее место начинает занимать проблема здоровья народа, нации, в которой особое место занимает здоровье подрастающего поколения. Общеизвестно, что за последние годы состояние здоровья детей и подростков становится предметом острой тревоги общества.
Современные условия жизни населения промышленных городов и мегаполисов характеризуется большим многообразием антропогенных факторов, оказывающих как прямое, так и опосредованное влияние на организм человека. Данное влияние может проявиться в сумме неблагоприятных биологических эффектов с отдалёнными последствиями для здоровья как отдельного индивидуума, так и популяции в целом. Более незащищённым от воздействия внешних факторов является детский организм с несформировавшейся системой защиты и неразвитым адаптивным ресурсом. По результатам анализа показателей здоровья в целом по России только 34% детей являются здоровыми, при этом среди детей школьного возраста абсолютно здоровыми признаны не более 10% детей младших классов и 3-5% старшеклассников. Отмечается рост инвалидности среди детей, основными причинами которой являются нервные и психические заболевания. Социальные последствия ухудшающегося состояния здоровья детей напрямую касаются таких явлений современного общества, как неготовность к школьному обучению, ограничения профессиональной пригодности, к службе в армии, нарушение формирования и реализации репродуктивного потенциала, ухудшение демографической ситуации и др. Ежегодно в стране регистрируется 180-190 млн. случаев заболеваний населения острыми и хроническими заболеваниями, из которых 100 млн. с впервые установленным диагнозом.
За последние 5 лет уровень заболеваемости детей и подростков, по данным обращаемости населения в лечебно-профилактические учреждения, имеет тенденцию к значительному росту и составляет: среди детей 1829,8 случаев, среди подростков 1511,4 на 1000 населения. Рост показателей хронической заболеваемости наблюдается практически по всем классам болезней. Основное место, по данным различных эпидемиологических исследований, в детской и подростковой структуре патологических состояний занимают болезни различной этиологии. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1 Патологические состояния в детском возрасте
Название болезни |
Дети (%) |
1. Органы дыхания |
50 |
2. Болезни нервной системы и органов чувств |
11,4 |
3. Заболевания органов пищеварения |
15,3 |
4. Заболевания опорно-двигательного аппарата |
22,2 |
По некоторым классам патологии отмечается интенсивный рост в 3 и более раз.
Итак, можно констатировать, что количество детей с хронической соматической патологией неуклонно растет.
Здоровые и крепкие дети чаще спокойны, жизнерадостны, легче приспосабливаются к яслям и детскому саду, школе, чем слабые. Это естественно. Крепкий и здоровый реже испытывает неприятные, болезненные ощущения, реже болеет, а значит, и более приспособлен к трудностям, более уверен в себе. Такого ребенка и воспитывают спокойно, поскольку его физическое состояние не вызывает опасений. Он самостоятелен, уважаем сверстниками, часто - лидер.
У физически слабого, болезненного все по-иному. Слабость, болезненность угнетающе воздействуют как на ребенка, так и на его родителей. Ребенок испытывает болезненные ощущения, чувство психофизического дискомфорта. Слабый ребенок переносит одно простудное заболевание за другим. Он не успевает окрепнуть, как заболевает вновь. Родители нервничают, и их состояние и тревога передаются ребенку. Его раздражает сама необходимость лечения. То он у врача, то врач у него. Лекарства, процедуры, исколотое тело, ребенок не понимает происходящего. Для него все это - стресс, насилие, страх, беда. Он вздрагивает, когда звонят в дверь, и прячется под стол, но его вытаскивают и вновь смотрят горло. Это само по себе превращается в психическую травматизацию. Такой ребенок становится плаксивым, капризным, возбудимым, раздражительным [28, c.304].
Другое по теме:
Понятие об эмоциях
Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
Понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду ...
Оценка самоактуализации по А.Маслоу.
Отсутствие адекватного инструмента оценки для измерения самоактуализации изначально пресекло любые попытки сделать валидными основные утверждения Маслоу. Однако разработка “Опросчика личностной ориентации” (POI) дала исследователям возможность измерить ценности и поведение, связанные с самоактуализацией. Это опросчик самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в ...
Анализ результатов исследования
Все больные научно получали антиретровирусную и психофармакологическую терапию. Отмечено, что 6 человек умерло от СПИДа, то есть конкретная причина смерти не обозначается ни в одном случае. Летальные исходы наступали, несмотря на лечение антиретровирусными препаратами. С другой стороны, назначение последних сыграло определённую негативную роль в механизме наступления смерти.
Социально-психологи ...