Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими заболеваниями
Страница 2

Психология » Особенности психологической адаптации к ДОУ у соматически ослабленных детей раннего возраста » Социально-педагогическая характеристика детей с хроническими соматическими заболеваниями

Подрастая и оставаясь слабым и болезненным, ребенок мало общается со сверстниками, поскольку те его не принимают: он портит игру. Он сам избегает сверстников, испытывая страх перед сильным и боясь осрамиться. Бывает, что он, напротив, стремится в их среду, но делает это конфликтно или играя роль шута. То и другое деформирует складывающуюся личность. Слабый, болезненный испытывает чувство бессилия, что психологически противоестественно для ребенка. Детство - это жизнерадостность и бьющая через край энергия. А он, как человек, чувствующий себя постаревшим. Он не способен перетерпеть, смириться со своей слабостью. Это серьезный кризис для него. И слабый редко бывает уверенным в себе, чаще идет по пути к неврозу.

Физически слабому, болезненному ребенку грозит и тревожно-мнительное воспитание. Ребенок со временем окрепнет, а последствия тревожного отношения родителей к слабости или болезненности останутся на всю жизнь.

Психическое состояние ребенка, страдающего хроническим или инфекционным заболеванием, или затрудняет его излечение от этих болезней, или способствует исцелению. Тут уместно вспомнить древнюю мудрость: "Или врач и больной против болезни, или больной и болезнь против врача". Начинающий жить не должен смиряться с болезнью. Для ребенка и подростка болезнь противоестественна, и настраивать их следует однозначно - к исцелению.

Заслуживает внимания и детская нервность или трудность, связанная с периодом реконвалесценции - состоянием после перенесенного заболевания. После любой болезни ребенок на определенное время декомпенсирован. Грипп, острые простудные заболевания, инфекции проходят не так быстро, как думают некоторые родители. Болея, ребенок теряет витаминный запас, что приводит к кровотечениям из носа, кровоточивости десен, шелушению кожи, появлению гнойничков, замедленному заживлению ссадин, "заедам" в углах рта, конъюнктивитам, резям в глазах, зуду и многому другому, но более всего к чувству слабости, утомляемости [28, c.349].

Вирусное заболевание протекает с повышением давления ликвора (жидкости) в желудочках мозга, с микроотеком мозга. Выражено это как будто слабо, но последствия длительны. Болезнь всегда сопровождается вегетативной дистонией, часто с гипотонией, интоксикацией нервной системы и других систем организма. Реконвалесценция длится неделями и месяцами. Ребенок становится нервным, ранимым, обидчивым, быстро устает. Нередко отклоняющееся поведение ребенка, возникновение нервности, раздражительности, плаксивости, капризности начинается именно в этот период, после соматического или инфекционного заболевания.

К ослабленным, болезненным правомерно отнести и детей с диатезами. Диатез в переводе с греческого - предрасположение, что подчеркивает врожденность этого состояния. Речь идет о сложных, во многом еще не выясненных нарушениях внутриутробного развития систем организма, об их слабости, что приводит к нарушению обмена веществ, иммуногенеза или к врожденной уязвимости кожных покровов и слизистых оболочек.

Ослабленный ребенок требователен, часто не знает, чего он хочет, и своим поведением раздражает взрослых, сверстников, создавая конфликтные ситуации из ничего. Он особенно чувствителен к конфликту, неспособен его адекватно изжить, склонен к его раздуванию. Он острее воспринимает несправедливость со стороны близких: даже их обычные замечания и требования выводят его из себя, вызывают психотравмирующие переживания. Он кричит, плачет, двигательно не упорядочен и тогда, когда причина инцидента уже забыта. Надолго выйдя из колеи, соматически ослабленный ребенок не может успокоиться и, продолжая во сне переживать случившееся, мечется, просыпается ночью с криком. Аппетит у ребенка исчезает. Такой ребенок - легкая добыча нового вируса. Астеническое состояние усиливается, усиливаются и ранимость, конфликтность. Ребенок попадает в некий порочный круг, выход из которого труден [14, c.53].

Ослабленного ребенка, перенесшего одну за другой детские инфекции, страдающего хронической пневмонией или другим хроническим заболеванием, ребенка после тяжелой операции, чрезмерно истощаемого в некоторых случаях рекомендуется задержать на год дома или в детском садике. Не будет смысла в том, что он окончит школу вовремя, но тут же станет на учет к психиатру или на диспансерное наблюдение с хроническим заболеванием внутренних органов.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Людвиг Бинсвангер
Людвиг Бинсвангер (1881 – 1966) – один из тех специалистов по проблемам душевного здоровья людей, кто при всём принятии идей З.Фрейда, не мог согласиться с узостью его подхода к полноте человеческого существования. Его Daseinsanalyse – это попытка дополнить и исправить взгляд на человека и человеческий опыт, постулируемый основателем психоанализа [18, С.7]. Философскую базу своего метода Бинсва ...

Теоретическая часть. Теории игры. Теория игры К. Грооса
Это теория упражнения или самовосприятия. Основные положения теории Каждое живое существо обладает унаследованными предрасположенностями, которые придают целесообразность его поведению; у самых высших животных к прирождённым особенностям их органической натуры следует отнести и импульсивное стремление к деятельности, проявляющееся с особенной силой в период роста у высших живых существ прирожд ...

Заключение.
Музыка – это столь прекрасное, будоражащее, восхитительное, превосходное, изысканное и неоднозначное искусство, что описать её воздействие на психику человека в пределах данной курсовой просто не представляется возможным. И как бы просто это не казалось, многие учёные продолжают изучать её влияние на человеческую психику. Пожалуй, данная тема может не только заинтересовать людей, но и позволит и ...