Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)
Страница 5

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)

Анализируя особенности агрессивных проявлений, их количество и интенсивность, я смогла выделить наиболее агрессивных детей. Основными критериями отбора этих испытуемых явились частота агрессивных проявлений, их продолжительность и интенсивность, а также инициативный характер агрессивных действий.

В дальнейшем с педагогами и родителями этих детей были проведены беседы, цель которых состояла в выяснении особенностей социальной ситуации развития ребенка в семье и группе детского сада, в уточнении характера дезадаптации этих детей.

Также выяснилось, что мальчики чаще используют физическую агрессию и деструктивные действия 81% против 65% у девочек. В тоже время можно отметить, что мальчики, практически, не используют мимические и пантомимические средства агрессии, и, по сравнению с девочками, реже пользуются средствами вербальной агрессии. Девочки же больше склонны к проявлению вербальной и мимико-пантомимической агрессии (23% против 9%).

Классифицируя зафиксированные средства агрессии можно отметить, что вступая в конфликт, дети пытаются использовать разнообразные приемы (табл. 4). К физическим, вербальным, мимическим и пантомимическим, а также к деструктивным действиям были отнесены следующие приемы: ударить руками или ногами, толкнуть, укусить, поцарапать, дернуть за волосы, ударить предметом, измазать лицо или одежду, плюнуть, обозвать или нагрубить, пригрозить физической расправой, натравить на обидчика другого ребенка, показать язык, фигу, “состроить рожу”, погрозить кулаком, сломать или бросить игрушку, порвать книгу, рисунок, испортить вещь принадлежащую другому и т.д. В таблице № 5 они идут под теми же номерами.

Таблица № 4.

Классификация использованных детьми средств агрессии

Физические

Вербальные

Мимические и пантомимическ.

Деструктивные действия

1 .Ударить руками

2. Ударить ногами

3. Толкнуть

4. Укусить

5 Поцарапать

б. Дернуть за волосы

7 .Ударить предметом

8. Измазать лицо, одежду

9. Плюнуть

1 .Обозвать

2 .Нагрубить

3.Погрозить физ.

расправой

4.Натравить на обидчика другого

5.Организовать “заговор” против сверстника

1 .Показать язык

2.Фигу

3. “Состроить рожу”

4. Погрозить кулаком

1 .Сломать, бросить игрушку

2.Порвать книгу, рисунок

3 .Испортить вещь, принадлежащую другому

Таблица № 5.

Приемы агрессивных проявлений у выделенной подгруппы детей.

И.Ф.

физические

вербальные

мимические пантомимич.

дестр. дейст-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

1

2

3

4

вия

1.Кристина Н.

22

1

16

3

4

8

5

1

-

12

5

2

5

5

2

2

3

21

2. Вероника Н.

4

-

13

-

3

-

1

-

4

10

-

1

4

2

1

2

1

2

3.Саша П.

17

4

11

-

-

3

5

2

6

6

2

2

-

-

6

-

7

2

4.Вадим К.

8

-

12

-

-

-

4

3

8

1

-

2

1

-

-

-

-

12

5.Максим С.

9

-

14

-

-

7

3

7

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6

6.Саша М.

12

-

6

-

-

-

4

-

-

2

-

1

-

-

-

-

-

9

7.Ваня И.

7

-

8

-

-

-

4

1

1

3

-

2

1

-

-

-

-

6

8.Андрей К.

6

-

8

-

-

-

3

-

-

-

-

2

-

-

-

-

-

9

9.Алеша Д.

9

-

5

-

-

-

2

-

-

1

-

1

-

-

-

-

-

5

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Деньги как объект психологических исследований
Деньги являются предметом многих социальных наук: антропологии, экономики, психологии, социологии. Различие в их подходах определяется, главным образом, их отношением к фундаментальному принципу экономической рациональности. Понятие «деньги» в экономических теориях определяется через их функции: деньги как средство обмена и обращения, как мера стоимости, средство платежа и накопления [21]. В пс ...

Условия развития воображения в дошкольном возрасте
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрас ...

Типы как части нормальной структуры личности
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип - психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал "возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения". Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной ...