Специфика агрессивных проявлений
старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)Страница 5
Анализируя особенности агрессивных проявлений, их количество и интенсивность, я смогла выделить наиболее агрессивных детей. Основными критериями отбора этих испытуемых явились частота агрессивных проявлений, их продолжительность и интенсивность, а также инициативный характер агрессивных действий.
В дальнейшем с педагогами и родителями этих детей были проведены беседы, цель которых состояла в выяснении особенностей социальной ситуации развития ребенка в семье и группе детского сада, в уточнении характера дезадаптации этих детей.
Также выяснилось, что мальчики чаще используют физическую агрессию и деструктивные действия 81% против 65% у девочек. В тоже время можно отметить, что мальчики, практически, не используют мимические и пантомимические средства агрессии, и, по сравнению с девочками, реже пользуются средствами вербальной агрессии. Девочки же больше склонны к проявлению вербальной и мимико-пантомимической агрессии (23% против 9%).
Классифицируя зафиксированные средства агрессии можно отметить, что вступая в конфликт, дети пытаются использовать разнообразные приемы (табл. 4). К физическим, вербальным, мимическим и пантомимическим, а также к деструктивным действиям были отнесены следующие приемы: ударить руками или ногами, толкнуть, укусить, поцарапать, дернуть за волосы, ударить предметом, измазать лицо или одежду, плюнуть, обозвать или нагрубить, пригрозить физической расправой, натравить на обидчика другого ребенка, показать язык, фигу, “состроить рожу”, погрозить кулаком, сломать или бросить игрушку, порвать книгу, рисунок, испортить вещь принадлежащую другому и т.д. В таблице № 5 они идут под теми же номерами.
Таблица № 4.
Классификация использованных детьми средств агрессии
Физические |
Вербальные |
Мимические и пантомимическ. |
Деструктивные действия |
1 .Ударить руками 2. Ударить ногами 3. Толкнуть 4. Укусить 5 Поцарапать б. Дернуть за волосы 7 .Ударить предметом 8. Измазать лицо, одежду 9. Плюнуть |
1 .Обозвать 2 .Нагрубить 3.Погрозить физ. расправой 4.Натравить на обидчика другого 5.Организовать “заговор” против сверстника |
1 .Показать язык 2.Фигу 3. “Состроить рожу” 4. Погрозить кулаком |
1 .Сломать, бросить игрушку 2.Порвать книгу, рисунок 3 .Испортить вещь, принадлежащую другому |
Таблица № 5.
Приемы агрессивных проявлений у выделенной подгруппы детей.
И.Ф. |
физические |
вербальные |
мимические пантомимич. |
дестр. дейст- | ||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
вия | |
1.Кристина Н. |
22 |
1 |
16 |
3 |
4 |
8 |
5 |
1 |
- |
12 |
5 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
21 |
2. Вероника Н. |
4 |
- |
13 |
- |
3 |
- |
1 |
- |
4 |
10 |
- |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3.Саша П. |
17 |
4 |
11 |
- |
- |
3 |
5 |
2 |
6 |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
- |
7 |
2 |
4.Вадим К. |
8 |
- |
12 |
- |
- |
- |
4 |
3 |
8 |
1 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
12 |
5.Максим С. |
9 |
- |
14 |
- |
- |
7 |
3 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
6.Саша М. |
12 |
- |
6 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
2 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
7.Ваня И. |
7 |
- |
8 |
- |
- |
- |
4 |
1 |
1 |
3 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
6 |
8.Андрей К. |
6 |
- |
8 |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
9.Алеша Д. |
9 |
- |
5 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Другое по теме:
Ведущие задачи психологического вмешательства при ДП
формирование мотивации на социальную адаптацию или выздоровлении;
стимулирование личностных изменении;
коррекция конкретных форм отклоняющегося поведения;
создание благоприятных социально-психологических условий для личностных изменений или выздоровления.
Процесс выполнения заданий часто прерывался вопросами о предполагаемой отметке. Получив положительную оценку (в эксперименте ставились тол ...
Психологическая
характеристика агрессивного поведения. Теории агрессии и агрессивного поведения
Теории агрессивного поведения выделились в психологии в отдельную нишу исследования. В научных работах, представленных как зарубежными, так и отечественными педагогами и психологами рассматривают сущность агрессивного поведения через призму 4 подходов:
а) этологический;
б) психоаналитический;
в) бихевиористский;
г) фрустрационный.
Естественно, что подобное деление весьма условно.
Рассматри ...
Занятие №3 «Физкультурия»
Материалы:
плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, мячик.
Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим наше второе путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали?
“Корабль и ветер”
Цель: настроить группу на рабочий лад.
« Вдохн ...