Специфика агрессивных проявлений
старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)Страница 5
Анализируя особенности агрессивных проявлений, их количество и интенсивность, я смогла выделить наиболее агрессивных детей. Основными критериями отбора этих испытуемых явились частота агрессивных проявлений, их продолжительность и интенсивность, а также инициативный характер агрессивных действий.
В дальнейшем с педагогами и родителями этих детей были проведены беседы, цель которых состояла в выяснении особенностей социальной ситуации развития ребенка в семье и группе детского сада, в уточнении характера дезадаптации этих детей.
Также выяснилось, что мальчики чаще используют физическую агрессию и деструктивные действия 81% против 65% у девочек. В тоже время можно отметить, что мальчики, практически, не используют мимические и пантомимические средства агрессии, и, по сравнению с девочками, реже пользуются средствами вербальной агрессии. Девочки же больше склонны к проявлению вербальной и мимико-пантомимической агрессии (23% против 9%).
Классифицируя зафиксированные средства агрессии можно отметить, что вступая в конфликт, дети пытаются использовать разнообразные приемы (табл. 4). К физическим, вербальным, мимическим и пантомимическим, а также к деструктивным действиям были отнесены следующие приемы: ударить руками или ногами, толкнуть, укусить, поцарапать, дернуть за волосы, ударить предметом, измазать лицо или одежду, плюнуть, обозвать или нагрубить, пригрозить физической расправой, натравить на обидчика другого ребенка, показать язык, фигу, “состроить рожу”, погрозить кулаком, сломать или бросить игрушку, порвать книгу, рисунок, испортить вещь принадлежащую другому и т.д. В таблице № 5 они идут под теми же номерами.
Таблица № 4.
Классификация использованных детьми средств агрессии
|
Физические |
Вербальные |
Мимические и пантомимическ. |
Деструктивные действия |
|
1 .Ударить руками 2. Ударить ногами 3. Толкнуть 4. Укусить 5 Поцарапать б. Дернуть за волосы 7 .Ударить предметом 8. Измазать лицо, одежду 9. Плюнуть |
1 .Обозвать 2 .Нагрубить 3.Погрозить физ. расправой 4.Натравить на обидчика другого 5.Организовать “заговор” против сверстника |
1 .Показать язык 2.Фигу 3. “Состроить рожу” 4. Погрозить кулаком |
1 .Сломать, бросить игрушку 2.Порвать книгу, рисунок 3 .Испортить вещь, принадлежащую другому |
Таблица № 5.
Приемы агрессивных проявлений у выделенной подгруппы детей.
|
И.Ф. |
физические |
вербальные |
мимические пантомимич. |
дестр. дейст- | ||||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
вия | |
|
1.Кристина Н. |
22 |
1 |
16 |
3 |
4 |
8 |
5 |
1 |
- |
12 |
5 |
2 |
5 |
5 |
2 |
2 |
3 |
21 |
|
2. Вероника Н. |
4 |
- |
13 |
- |
3 |
- |
1 |
- |
4 |
10 |
- |
1 |
4 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
|
3.Саша П. |
17 |
4 |
11 |
- |
- |
3 |
5 |
2 |
6 |
6 |
2 |
2 |
- |
- |
6 |
- |
7 |
2 |
|
4.Вадим К. |
8 |
- |
12 |
- |
- |
- |
4 |
3 |
8 |
1 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
12 |
|
5.Максим С. |
9 |
- |
14 |
- |
- |
7 |
3 |
7 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
|
6.Саша М. |
12 |
- |
6 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
2 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
|
7.Ваня И. |
7 |
- |
8 |
- |
- |
- |
4 |
1 |
1 |
3 |
- |
2 |
1 |
- |
- |
- |
- |
6 |
|
8.Андрей К. |
6 |
- |
8 |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
9 |
|
9.Алеша Д. |
9 |
- |
5 |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
1 |
- |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Другое по теме:
Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением зрения
На огромную роль памяти при различных нарушениях зрения указывают В. П. Ермаков и Г. А. Якунин (2000). Это объясняется тем фактом, что слепой и слабовидящий должны запоминать столько же, сколько и зрячий. Слепые и слабовидящие дети, по их мнению, испытывают известные трудности при осуществлении основных процессов памяти, хотя развитие их памяти происходит по общим с нормой закономерностям. Долго ...
Уважение личности и суверенитета клиента
Психолог и психотерапевт уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака. ...
Игрушка в психосексуальном развитии ребенка (Развитие функций игрушки)
Взрослому важно осознать, что ребенок не сразу научается отличать «игрушки» от «неигрушек». До 1—2 лет он пытается играть со всеми попадающими в его поле зрения предметами. Разнообразные неодушевленные предметы входят в жизнь ребенка в тот момент, когда он внезапно обнаруживает нечто в мире, отличное от его собственного тела и тела матери. Ребенок открывает для себя, что его движения могут нечто ...


