Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)
Страница 3

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)

Экспериментальным материалам служили красочные художественные открытки. После того. как первый ребенок раскладывал подарки по шкафчикам, его просили обосновать свой выбор. Методика, учитывая психологические особенности испытуемых, включала: а) игровые моменты, чтобы вызвать у детей больший интерес к деятельности (вносился элемент таинственности: сделать подарки так, “чтобы никто не видел”); б) в ней облегчалось принятие экспериментальной задачи, которая сама по себе для маленького ребенка имеет чисто конфликтный характер - подарить другому то, что нравится самому (экспериментатор заверял, что не только он сам будет делать подарки своим сверстникам, но и другие дети что-то подарят ему); в) предупреждалась возможность сговора (дети прошедшие эксперимент, сразу изолировались от остальных, поскольку дошкольникам хранить свои секреты очень трудно); г) устранялся возможный отрицательный воспитательный эффект эксперимента (детям, не получившим выборов, экспериментатор сам подкладывал подарки в шкафчики).

Кроме того, вводилась “разминка” перед началом эксперимента для установления контакта с испытуемым.

Перед экспериментом ребенку говорили: “Сейчас мы будем играть в интересную игру. Она называется “Секрет”. Все дети вашей группы по очереди, по секрету будут делать друг другу подарки. Делать это надо так, чтобы никто не видел. Я дам тебе три картинки, и ты подаришь их кому захочешь, только каждому ребенку по одной. Если хочешь, можешь положить в шкафчики и тем детям, которые болеют”. (Последнее говорилось как бы между прочим, чтобы дети не воспринимали это положение как обязательное). Ребенку давали три картинки, и экспериментатор спрашивал, какая из трех ему больше нравится, затем - из оставшихся двух. После того, как испытуемый раскладывал все подарки соответственно своим намерениям, взрослый просил: “Скажи пожалуйста, а почему ты самую красивую, хорошую картинку подарил .? (Называлось имя ребенка, которому испытуемый отдал первый выбор).

Эксперимент применялся в двух вариантах: с положительным критерием и отрицательным. В деликатной форме ребенку предлагали сделать три отрицательных выбора. (После того, как ребенок отдал свои положительный выборы, ему говорили: “А если бы я тебе дала много картинок, хватило бы почти всем детям группы, только трем не хватило. Кому бы ты тогда не дал картинки?”).

В протоколе фиксировали следующее: 1) Как ребенок принимает задачу подарить картинки другим; 2) Имена детей, которым испытуемый отдал свой первый, второй, третий положительные выборы; 3) Обоснование первого выбора; 4) Имена детей, которым испытуемый отдал свой первый, второй, третий отрицательные выбора; 5) Обоснование их.

В моем исследовании при обработке экспериментального материала, я применяла “баллирование”: оценивала первый выбор /А/ в 5 баллов, второй /Б/- в 4 балла и третий /В/ - в 3 балла. К роме того, для меня важно было, чтобы при баллировании нашла отражение взаимность выбора. Как совершенно справедливо указывают многие авторы (Я.Л.Коломинский, 1963;И.П.Волков, 1968; Т.А.Репина, 1988), взаимность симпатии - фактор, чрезвычайно существенный для эмоционального благополучия ребенка, и иногда один взаимный выбор для него значит больше, чем несколько невзаимных. Учитывая это, я удвоила цену взаимного выбора и за взаимный выбор 1-ой степени привлекательности начисляли 10 баллов, 2-ой степени -8 баллов и 3-ей степени - 6 баллов. Далее при начислении баллов я обязательно учитывала отсутствующих в день проведения эксперимента членов группы. Памятуя о том, что дети часто забывают об отсутствующих сверстниках, там более если последние уже долго не посещали детский сад, я удваивала цену выбора, если отсутствующему ребенку сверстники делали подарок.

Таким образом, в игре “Секрет” использовался обобщенный критерий в его положительном и отрицательным вариантах. В положительном варианте дети отдавали свой выбор наиболее привлекательным для них детям: которые им нравятся, с которыми они играют и хотели бы играть. В отрицательном - тем детям, с которыми наиболее часто конфликтуют. В результате социометрического эксперимента, были выявлены следующие дети, получившие больше всего отрицательных выборов со стороны сверстников: главным образом за их агрессивность Саша М. (гр. № 1) - 10, Кристина Н. (гр. № 2) - 7, Максим С. (гр. № 1) - 12, Ваня И., Саша П., Андрей К. (гр. № 2) по 7, 6, 8 отрицательных выборов. Вероника Н., Алеша Я., Вадим К. (гр. № 3) по 5, 4, 6.

Свои отрицательные выборы испытуемые мотивировали следующим образом: “он всех бьет”, “он всегда обижает меня”, “она дразниться и плюется”, “она кусается”, “он обижает всех, все отбирает и мешает играть”, “он говорит нехорошие слова” и т.д. Вместе с тем не получили ни одного выбора в положительном варианте эксперимента: Саша М. (гр. № 1), Саша П. (гр. № 2). По одному выбору от своих друзей получили: Максим С. (гр. № 1), Ваня И., Кристина Н., Андрей К. (гр. № 2), Вероника Н., Алина Я, Вадим К. (гр. № 3). Таким образом изолированными детьми явились: Саша П, Саша М. - их балл равен “0”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Виды функциональных состояний человека
Специфика состояния зависит от множества различных причин. В силу этого актуальное состояние человека, возникающее в каждой конкретной ситуации, всегда уникально. Однако среди многообразия частных случаев достаточно отчетливо выделяются некоторые общие классы состояний. Это проявляется, например, в том, что каждый из нас на субъективном уровне легко отличает состояние утомления от эмоционального ...

Эмпирическое исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подростков. Этапы проведения эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подрос
Проведение эмпирического исследования включает в себя ряд этапов: определение методов и методик исследования, нахождение переменных, выявление уровней агрессии и способности к прогнозированию у подростков, установление взаимосвязи способности к прогнозированию с агрессией у подростков и анализ результатов исследования. Определение методов и методик исследования. Данный этап имеет своей целью т ...

Принципы расспроса клиента о конкретных ситуациях
1. Выбираемые ситуации должны быть тесно связаны с содержанием основных жалоб клиента, с теми моментами межличностных отношений, которые являются трудными, проблемными. 2. Обсуждаемые ситуации должны быть типичными, часто встречающимися в жизни клиента, чтобы по ним можно было судить об особенностях взаимоотношений в целом. 3. Желательно, чтобы эти ситуации были достаточно развернутыми, описыв ...