Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)
Страница 1

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)

Изучение особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников проводилось в трех старших группах детского сада №1411 г. Москвы.

В эксперименте участвовали 56 детей.

Обследованные нами старшие группы детских садов были не совсем “чистыми” по своему возрастному составу, поскольку в последнее время родители стали отдавать детей в школу как в б, так и в 7 лет, поэтому возрастной диапазон наших испытуемых составлял 2 года (от 5 до 7 лет). Общее количество испытуемых 56 человек. Из них: от 5-ти до 6-ти лет 36 ребенка, остальные 20 дети. 32 в возрасте от 6-ти до 7 лет. Из общего числа детей мальчиков было 24, а девочек 25. Общая численность детей экспериментальных групп №1 и №2 почти одинакова (20 и 21 ребенок). Но во всех этих группах девочек несколько больше, чем мальчиков (соответственно 13 и 12, а мальчиков 7 и 9. Исключение составляет экспериментальная группа №3, где общее количество детей 15, мальчиков - 8, а девочек - 7.

Для решения поставленных задач в констатирующей части исследования, важно было изучить социальную ситуацию развития испытуемых детей, то есть, изучить особенности воспитания их в семье и группе детского сада, особенности воспитательных воздействий родителей и воспитателей, а также систему межличностных связей в экспериментальных группах детского сада.

Общая характеристика семей испытуемых

Знакомство с детьми было начато с изучения условий воспитания их в семье, для чего использовался опрос родителей и детей.

В экспериментальных группах в среднем было 81% семей двухпоколенных (в первой 73%, во второй 90%, и третьей 95%) и около 20% трехпоколенных, где проживали бабушки и дедушки. Причем в первой и во второй группе большинство семей двухдетных 53,5%, однодетных в среднем 43% и 3,5% трехдетных. В группе №3 трехдетных семей нет совсем.

Таблица №2.

Данные об образовании родителей

Группы

Образование родителей

1

2

3

В среднем

Высшее у обоих

29%

13%

72%

38%

Высшее у одного из родителей

41%

26%

24%

30,3%

Среднее и средне-специальное

30%

60%

2%

30,6%

Как видно из таблицы наибольшее число родителей, имеющих высшее образование в группе № 3, а наименьшее в группе № 2.

Материальные и бытовые условия в семьях воспитанников групп № 1 и № 2 средние, в отдельных семьях ниже среднего, т.к. сад ранее принадлежал заводу ЗИЛ, и, находится в рабочем районе г. Москвы. Также следует сказать, что 5% воспитанников групп № 1 и № 2 составляют дети работников этого же сада, материальное положение которых излишне обсуждать.

Что, касается экспериментальной группы № 3, то там наблюдаются материальные условия высокие. Дети, посещающие эту группу получают платные услуги, специалистов по английскому языку, обучению чтению и письму, математике, ритмической гимнастике, консультации психолога. Материальные условия в половине (52%) семей средние, остальные 48% высокие.

Рассматривая воспитательные меры воздействия родителей по отношению к детям можно наблюдать следующую картину: во всех экспериментальных группах родители применяют (одни чаще, другие реже) физические наказания и считают их одним из средств воспитания ребенка. Физические наказания от всех видов наказаний составляют в группе № 1 - 30%, в группе № 2 - 35% и 20% в группе № 3. Таким образом из трехз экспериментальных групп больше всего физическим наказаниям подвергаются дети второй группы, где низкий уровень материальных условий, а также образование родителей.

Менее всего физических наказаний в семьях группы № 3. Необходимо также отметить что по признанию самих детей, физические наказания применяются в несколько раз чаще, чем об этом свидетельствуют сами родители. Также могу добавить со своих собственных наблюдений что физическим наказаниям (таким как шлепки, подзатыльники, дергание за руку, за ухо и т.д.) подвергаются все воспитанники и со стороны воспитателей, в силу того, что воспитатели в группе № 1 и № 2 меняются довольно часто (играет роль материальный аспект) и не обладают достаточным профессионализмом. Исключение составляет экспериментальная группа № 3, которая из-за своего элитного положения в детском саду не испытывает проблему с кадрами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Психологические трудности в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям внешней среды: от момента встречи человека с новыми условиями существования до выработки адаптивной реакции. Адаптация учащихся к основно ...

Занятие №5 «Музыкандия»
Материалы: плакат с кораблем, наши законы, карта путешествия, музыка, магнитофон, повязки на глаза. Психолог: Добрый день, моя отважная команда! Рада вас всех видеть на палубе нашего корабля! Сегодня мы совершим нашечетвертое путешествие. Вот карта, итак, куда мы сегодня отправляемся? ………. Верно! Надо наполнить наши паруса ветром. Помните, как мы это делали? “Корабль и ветер” Цель: настроит ...

Ролевая игра – аддикция или…?
Одним из отличительных признаков современной социокультурной ситуации российского общества является инвариантность субкультурных сообществ. По мнению ряда исследователей (А.С.Арсеньев, Т.Б.Испанская, В.Н.Сыров), любая субкультура несет в себе. по большей или меньшей мере, корни контркультуры «Чтобы Вылечиться необходимо отделиться». В основе выделения субкультуры из обшей культуры лежит конфликг ...