Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)
Страница 1

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)

Изучение особенностей агрессивных проявлений у старших дошкольников проводилось в трех старших группах детского сада №1411 г. Москвы.

В эксперименте участвовали 56 детей.

Обследованные нами старшие группы детских садов были не совсем “чистыми” по своему возрастному составу, поскольку в последнее время родители стали отдавать детей в школу как в б, так и в 7 лет, поэтому возрастной диапазон наших испытуемых составлял 2 года (от 5 до 7 лет). Общее количество испытуемых 56 человек. Из них: от 5-ти до 6-ти лет 36 ребенка, остальные 20 дети. 32 в возрасте от 6-ти до 7 лет. Из общего числа детей мальчиков было 24, а девочек 25. Общая численность детей экспериментальных групп №1 и №2 почти одинакова (20 и 21 ребенок). Но во всех этих группах девочек несколько больше, чем мальчиков (соответственно 13 и 12, а мальчиков 7 и 9. Исключение составляет экспериментальная группа №3, где общее количество детей 15, мальчиков - 8, а девочек - 7.

Для решения поставленных задач в констатирующей части исследования, важно было изучить социальную ситуацию развития испытуемых детей, то есть, изучить особенности воспитания их в семье и группе детского сада, особенности воспитательных воздействий родителей и воспитателей, а также систему межличностных связей в экспериментальных группах детского сада.

Общая характеристика семей испытуемых

Знакомство с детьми было начато с изучения условий воспитания их в семье, для чего использовался опрос родителей и детей.

В экспериментальных группах в среднем было 81% семей двухпоколенных (в первой 73%, во второй 90%, и третьей 95%) и около 20% трехпоколенных, где проживали бабушки и дедушки. Причем в первой и во второй группе большинство семей двухдетных 53,5%, однодетных в среднем 43% и 3,5% трехдетных. В группе №3 трехдетных семей нет совсем.

Таблица №2.

Данные об образовании родителей

Группы

Образование родителей

1

2

3

В среднем

Высшее у обоих

29%

13%

72%

38%

Высшее у одного из родителей

41%

26%

24%

30,3%

Среднее и средне-специальное

30%

60%

2%

30,6%

Как видно из таблицы наибольшее число родителей, имеющих высшее образование в группе № 3, а наименьшее в группе № 2.

Материальные и бытовые условия в семьях воспитанников групп № 1 и № 2 средние, в отдельных семьях ниже среднего, т.к. сад ранее принадлежал заводу ЗИЛ, и, находится в рабочем районе г. Москвы. Также следует сказать, что 5% воспитанников групп № 1 и № 2 составляют дети работников этого же сада, материальное положение которых излишне обсуждать.

Что, касается экспериментальной группы № 3, то там наблюдаются материальные условия высокие. Дети, посещающие эту группу получают платные услуги, специалистов по английскому языку, обучению чтению и письму, математике, ритмической гимнастике, консультации психолога. Материальные условия в половине (52%) семей средние, остальные 48% высокие.

Рассматривая воспитательные меры воздействия родителей по отношению к детям можно наблюдать следующую картину: во всех экспериментальных группах родители применяют (одни чаще, другие реже) физические наказания и считают их одним из средств воспитания ребенка. Физические наказания от всех видов наказаний составляют в группе № 1 - 30%, в группе № 2 - 35% и 20% в группе № 3. Таким образом из трехз экспериментальных групп больше всего физическим наказаниям подвергаются дети второй группы, где низкий уровень материальных условий, а также образование родителей.

Менее всего физических наказаний в семьях группы № 3. Необходимо также отметить что по признанию самих детей, физические наказания применяются в несколько раз чаще, чем об этом свидетельствуют сами родители. Также могу добавить со своих собственных наблюдений что физическим наказаниям (таким как шлепки, подзатыльники, дергание за руку, за ухо и т.д.) подвергаются все воспитанники и со стороны воспитателей, в силу того, что воспитатели в группе № 1 и № 2 меняются довольно часто (играет роль материальный аспект) и не обладают достаточным профессионализмом. Исключение составляет экспериментальная группа № 3, которая из-за своего элитного положения в детском саду не испытывает проблему с кадрами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Категории психологии. Активность
Всеобщей характеристикой жизни является активность -деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении. Оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, функций живого существа, его места ...

Взгляд К.Г. Юнга на проблему соотношения сознания и бессознательного
В отличие от 3. Фрейда Юнг не только не противопоставлял сознание и подсознание, но считал, что сознание основано на глубинных пластах коллективного бессознательного, на архетипах – представлениях, сформированных у человечества в далеком прошлом. Индивид, по Юнгу, стремится к самореализации (индивидуации) на основе подсознательных устремлений, обусловленных коллективным подсознанием. Не мысль, н ...

А.П.Усова
Резюмируя свои исследования, А. П. Усова пишет: «В итоге исследования мы можем констатировать следующее: сюжетность как характерная черта творческих, т. е. придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 3; 2—3; 4. Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах ...