Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:
- удовольствие-неудовольствие;
- напряжение-разряжение;
- возбуждение-торможение.
4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:
· интерес-волнение;
· радость;
· удивление;
· горе-страдание;
· гнев;
· отвращение;
· презрение;
· стыд;
· вина.
Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.
5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:
· альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);
· коммуникативные эмоции (возникающие при общении);
· глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);
· праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);
· пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);
· романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);
· гностические эмоции (возникающие в познании);
· эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);
· гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);
· акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).
Другое по теме:
Выборочное среднее
Выборочное среднее (среднее арифметическое) значение как статистический показатель представляет собой среднюю оценку изучаемого в эксперименте психологического качества. Эта оценка характеризует степень его развития в целом у той группы испытуемых, которая была подвергнута психодиагностическому обследованию. Сравнивая непосредственно средние значения двух или нескольких выборок, мы можем судить ...
Соотношение сознания и бессознательного в зарубежной психологии. Понимание соотношения сознания и бессознательного в работах З.
Фрейда
С точки зрения Фрейда содержание бессознательного сводится к инфантильным стремлениям, которые вытесняются из сознания вследствие их неприемлемого характера. Вытеснение — это процесс, начинающийся в раннем детстве под моральным давлением среды и продолжающийся в течение всей жизни. При помощи анализа вытеснения устраняются, а вытесненные желания осознаются [15].
В сфере психического З. Фрейд вы ...
Личность учащегося в педагогическом процессе. Образовательные системы и развитие
личности
Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — образование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще имеют свою структуру, состоят из оп ...