Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:
- удовольствие-неудовольствие;
- напряжение-разряжение;
- возбуждение-торможение.
4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:
· интерес-волнение;
· радость;
· удивление;
· горе-страдание;
· гнев;
· отвращение;
· презрение;
· стыд;
· вина.
Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.
5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:
· альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);
· коммуникативные эмоции (возникающие при общении);
· глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);
· праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);
· пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);
· романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);
· гностические эмоции (возникающие в познании);
· эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);
· гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);
· акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).
Другое по теме:
Методы психологической помощи детям в ситуации развода.
Игровая терапия
– метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет про ...
Отклонения в психофизическом развитии
Предмет – изучение процесса психического развития в различных неблагоприятных условиях.
Отклоняющее развитие – обычное развитие, но протекающее в необычных (неблаг) условиях, патогенная сила которых превышает компенсаторные возможности индивида.
Неблагоприятные условия м. условно разделить на 5 основных групп, исходя из условий нормального психического развития, на которые указывает Лурия: сох ...
Умозаключение как форма мышления
Знания людей по происхождению делятся на непосредственные, почерпнутые из опыта, и опосредованные, выводные. Решающую роль играет именно выводное знание, в котором особенно ярко раскрывается активность человеческого разума. Основной логической формой опосредованного мышления является умозаключение.
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений с необход ...