Классификация эмоций

Роль эмоций в жизни человека » Классификация эмоций

1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.

2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).

3. Классификация, предложенная В. Вундтом, предлагает характеризовать эмоции по трем направлениям:

- удовольствие-неудовольствие;

- напряжение-разряжение;

- возбуждение-торможение.

4. Американский психолог К. Изард выделяет следующие фундаментальные эмоции:

· интерес-волнение;

· радость;

· удивление;

· горе-страдание;

· гнев;

· отвращение;

· презрение;

· стыд;

· вина.

Все остальные эмоциональные реакции индивидов, по мнению Изарда, являются производными и комплексными, т.е. возникают на основе нескольких фундаментальных.

5. Отечественный психолог Б.Додонов предлагает еще более сложную классификацию эмоций:

· альтруистические эмоции (желание помогать другим людям);

· коммуникативные эмоции (возникающие при общении);

· глорические эмоции (связанные с потребностью в самоутверждении);

· праксические эмоции (связанные с успешностью деятельности);

· пугнические эмоции (связанные с ситуациями опасности, с потребностью рисковать);

· романтические эмоции (стремление к необычайному, новому);

· гностические эмоции (возникающие в познании);

· эстетические эмоции (связанные с восприятием произведений искусства);

· гедонистические эмоции (связанные с потребностью в удовольствии, удобствах);

· акизитивные эмоции (связанные с интересом к накоплению, коллекционированию).

Другое по теме:

Психология личности
Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность». В мире живых существ только человек может быть назван личностью. Вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, осуществляющий совместную деятельность с другими людьми и общающийся в ними, он становится субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя, то есть личностью. ...

Развитие неформальных организаций и их характеристика. Образование неформальных организаций
Формальная организация создается по воле руководства. Но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Люди из разных подгрупп общаются за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы. Из социальных взаимоотношений рождается множество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе предста ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивност ...