Понятие общих и специальных способностей
Страница 1

Способности - индивидуально-психологические особенности личности; условие успешного выполнения определенного вида деятельности.

Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. [7, 21, 22].

Следует учитывать, что возможно относительное преобладание или общих, или специальных способностей. Бывает общая одаренность без ярко выраженных специальных способностей, как и относительно высокие специальные способности, которым не отвечают соответствующие общие способности. Высокое развитие общих способностей - подлинный залог выявления и всех специальных дарований.

Условия развития способностей.

Сенситивный период - наиболее благоприятный период становления способностей в процессе обучения и воспитания.

Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями, и т.п.) В каждый момент времени деятельность должна находиться в зоне оптимальной трудности (простая деятельность - рутинна, снижение интересов; очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации). [21, 22].

Способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Будучи предпосылкой успешного хода деятельности человека, его способности являются так или иначе и продуктом его деятельности. В этом состоит кольцевая взаимозависимость способностей человека и его деятельности. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которую предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня. Способности человека - внутренние условия его развития, которые формируются в процессе взаимодействия человека с внешним миром.

Предполагается, что процесс формирования способностей происходит на основе задатков. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятие таланта и гениальности.

Три признака всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте. Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей. В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. [13, 21, 22]. Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивида, потому что способности мы определили как "индивидуально-психологические особенности человека", а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Практические советы по составлению психологом заключения
1. Содержание и стиль заключения зависят от теоретических установок и специализации диагноста-клинициста. Поэтому они не имеют единой стандартной формы и правила написания. Важно, чтобы заключение соответствовало потребностям, интересам и уровню подготовки тех, кто его получит. Например, учителя предпочитают заключения с конкретными рекомендациями, а психиатрам нравятся заключения с объяснением ...

Программа интеграции
Цель верботонального метода – интеграция детей с нарушением слуха в массовую систему обучения и общество. Интеграция может осуществляться различными способами. Самый обычный способ – дошкольников, у которых сформировались нормальные речевые и социальные способности, включить в детский сад или в 1й класс школы на сокращённое или полное время. Все эти дети продолжают заниматься индивидуально по 20 ...

Проявление эмоций в межличностном конфликте. Эмоциональные процессы и переживания личности
Для понимания эмоциональной специфики конфликтных взаимоотношений будет полезным определить эмоции и их функции в человеческой деятельности и общении, так как конфликт затрагивает жизненно важные процессы человека, деформируя или нарушая их течение и вызывая у человека особые эмоциональные состояния. Эмоциональные процессы отражают в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или не ...