Понятие общих и специальных способностей
Страница 2

Необходимо подчеркнуть, что способность - понятие динамическое. Способность существует только в развитии. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или другой деятельности. Однако не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.

Отдельные способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. [21, 22].

Что касается непосредственно нашего исследования, то мы рассматривали способность студентов психологического факультета к эмпатии, сделав предположение, что у них должен быть высокий уровень развития этой способности. Так как при малой способности к принятию, сочувствию и сопереживанию невозможно не только формирование психолога-профессионала, но и развитие самой психологической деятельности, которая построена именно на способности к эмпатии.

Уже достаточно много было сказано о способностях и влиянии их на формирование профессионализма. Для наиболее точного понимания, на что же именно в данном контексте влияют способности человека и другие его индивидуальные психологические особенности, и чем профессионал отличается от простого выполняющего определенную деятельность человека, необходимо раскрыть само понятие профессионализма.

Страницы: 1 2 

Другое по теме:

Приложения
Приложение 1 Таблица №1 Результаты диагностики уровня эмпатии студентов 2го и 4 курсов (методика диагностики уровня эмпатии И.М. Юсупова) Ф.И. О испытуемого Уровень эмпатии Очень высокий уровень (от 82 баллов) Высокий уровень (то 63 до 81 балла) Средний уровень (от 37 до 62 баллов) Низкий уровень (от 12 до 36 баллов) Очень низкий уровень (менее 11 баллов) 1. Р ...

Применение теории А. Адлера в психокоррекции
А. Адлер во многих отношениях занимал позиции, не совпадающие, а иногда противоположные взглядам 3. Фрейда. Он ввел многие новшества в теорию и практику психокоррекционной работы. Человек, по А. Адлеру, прежде всего сознательное существо, которое само себя определяет к жизни посредством свободы выбора, смысла жизни и стремления к самореализации. Главное препятствие на пути самореализации челове ...

Приложения
Таблица №1. Результаты исследования профессиональных интересов учащихся. Сфера искусства Сфера тех. интересов Сфера работы с людьми Сфера ум. труда Сфера физического труда Сфера материальных интересов 1 13 20 15 7 13 18 2 11 14 17 22 15 14 3 3 17 16 20 17 17 4 20 12 14 8 17 17 ...