Выводы
Страница 1

В данной работе были выполнена задача о проведении теоретического анализа литературы по формированию временной перспективы в онтогенезе.

Исследовалось понятие «временной перспективы» в психологической науке. К. Левин определил это понятие как «включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего». Т.к. когда переживает свое настоящее положение, оно неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями и представлениями о будущем и прошлом. Также были рассмотрены различные виды перспектив, взаимосвязанных между собой, но не обусловливающих друг друга. К ним относятся жизненная, личностная и психологическая перспективы. Освещались факторы, влияющие на организацию и формирование временной перспективы личности. В качестве личностных детерминант были выделены такие факторы как личностная тревожность, локус контроля и самоэффективность. К ситуационным факторам были отнесены следующие параметры: дефицит времени, опыт неудачи в прошлом и неопределенность требований к деятельности человека. Описаны несколько классификаций по типологиям личности по форме организации временной перспективы.

Были проанализированы особенности восприятия времени человеком в онтогенезе. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. Если у взрослых переоценка минутных промежутков около 133%, то у детей в возрасте от 7 до 19 лет она может достигать 175%. Уже к 6-7 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, но переоценивают их словесно в несколько десятков раз. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Снижение точности осознанной оценки происходит к глубокой старости в силу происходящих физиологических особенностей.

[1] Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. М.: “Наука”. 1982.

[2] Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. М.: «Наука». 1982.

[3] Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. М.: «Наука» 1978.

[4] Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия// Вопросы фил. 1979. № 12.

[5] Абульханова, К. А.; Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПБ.: Алетейя, 2001.

[6] Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени// Известия АН ЭССР. Общественные науки, № 27/3, Рига, 1978.

[7] Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. VI. М.: «Прогресс», 1978

[8] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2002

[9] Вудроу Г. Восприятие времени// Экспериментальная психология. М.: Иностранная литература. Т. 2. 1963

[10] Джеймс У. Психология. М.: «Педагогика», 1991.

[11] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968.

[12] Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во МГУ. 1981

[13] Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1981.

[14] Абульханова, К. А.; Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПБ.: Алетейя, 2001.

[15] Абульханова, К. А.; Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПБ.: Алетейя, 2001.

[16] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль. 1991.

[17] Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1973.

[18] Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Проблема адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению. Понятие адаптации и ее основные характеристики
Понятие адаптации, в его наиболее широком определении означает соответствие между живой системой и внешними условиями, причём адаптация - это и процесс, и результат, то есть определённая организация. С физиологической точки зрения, адаптация - это перестройка внутреннего динамического стереотипа в зависимости от изменения внешних условий. И.П.Павлов считал, что внешние условия жизни, вешняя сре ...

Исследование профессиональной мотивации у подростков. Характеристика выборки и методов исследования
Данное исследование проводилось в Лицее №3. В исследовании принимали участие учащиеся 9-10 классов, в количестве 48 человек. Методики: дифференциально-диагностический опросник (ДДО), разработанный под руководством Е.А. Климовым (модификация Йовайши), опросник для изучения ведущих мотивов профессиональной деятельности, тест «Эгоцентрические ассоциации». ...

Психологические характеристики внимания
Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов [10]. Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мыш ...