Выводы
Страница 1

В данной работе были выполнена задача о проведении теоретического анализа литературы по формированию временной перспективы в онтогенезе.

Исследовалось понятие «временной перспективы» в психологической науке. К. Левин определил это понятие как «включение будущего и прошлого жизни в контекст настоящего». Т.к. когда переживает свое настоящее положение, оно неминуемо связано с его ожиданиями, желаниями и представлениями о будущем и прошлом. Также были рассмотрены различные виды перспектив, взаимосвязанных между собой, но не обусловливающих друг друга. К ним относятся жизненная, личностная и психологическая перспективы. Освещались факторы, влияющие на организацию и формирование временной перспективы личности. В качестве личностных детерминант были выделены такие факторы как личностная тревожность, локус контроля и самоэффективность. К ситуационным факторам были отнесены следующие параметры: дефицит времени, опыт неудачи в прошлом и неопределенность требований к деятельности человека. Описаны несколько классификаций по типологиям личности по форме организации временной перспективы.

Были проанализированы особенности восприятия времени человеком в онтогенезе. Исследования показали, что с определенными стадиями онтогенетического развития связаны способности к определенным формам оценки времени. Недооценка маленьких и переоценка больших промежутков времени в среднем у детей и подростков больше, чем у взрослых. Если у взрослых переоценка минутных промежутков около 133%, то у детей в возрасте от 7 до 19 лет она может достигать 175%. Уже к 6-7 годам дети могут достаточно точно отмеривать короткие временные интервалы, но переоценивают их словесно в несколько десятков раз. В полной мере способность к адекватной оценке времени формируется у детей к 15-16 годам. Снижение точности осознанной оценки происходит к глубокой старости в силу происходящих физиологических особенностей.

[1] Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. М.: “Наука”. 1982.

[2] Ахундов М.Д. Концепции пространства и время. Истоки, эволюция, перспективы. М.: «Наука». 1982.

[3] Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь// Принцип развития в психологии. М.: «Наука» 1978.

[4] Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия// Вопросы фил. 1979. № 12.

[5] Абульханова, К. А.; Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПБ.: Алетейя, 2001.

[6] Аарелайд А. Категория времени в современной науке и проблема человеческого времени// Известия АН ЭССР. Общественные науки, № 27/3, Рига, 1978.

[7] Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. VI. М.: «Прогресс», 1978

[8] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2002

[9] Вудроу Г. Восприятие времени// Экспериментальная психология. М.: Иностранная литература. Т. 2. 1963

[10] Джеймс У. Психология. М.: «Педагогика», 1991.

[11] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Изд-во ЛГУ, 1968.

[12] Зейгарник Б. В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во МГУ. 1981

[13] Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина. 1981.

[14] Абульханова, К. А.; Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПБ.: Алетейя, 2001.

[15] Абульханова, К. А.; Березина, Т. Н. Время личности и время жизни. СПБ.: Алетейя, 2001.

[16] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль. 1991.

[17] Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., 1973.

[18] Кублицкене Л.Ю. Личностные особенности организации времени. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989.

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Взгляд современных украинских учёных на проблему соотношения сознания и бессознательного
По мнению Скрипниченко О.В.: «Сознание — это высшая интегрированная форма психики, которая складывается под воздействием общественно-исторических условий в трудовой деятельности человека и общения с помощью языка с другими людьми» [7,c.95]. Если рассматривать основные взгляды Скрипниченко О.В. на проблему сознания, то можно выделить несколько основных характеристик сознания: — отображение окру ...

Состав группы
Рассматривая вопрос о формировании тренинговой группы в рамках социально-психологического тренинга остановимся на двух важных основаниях отбора участников: однородность группы и стиль коммуникации. Прежде всего, рассмотрим вопрос, должна ли быть группа однородной или неоднородной? Под однородной группой Кори (1981) понимает группу, которая состоит из людей обладающих общими характеристиками. Эт ...

Выводы
1. Переговоры — способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Переговоры ведутся: о продлении действия соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных эффектов. Среди функций переговоров наиболее значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и координации д ...