Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)
Страница 9

Психология » Особенности проявления агрессивного поведения детей в старших группах детского сада » Специфика агрессивных проявлений старших дошкольников (данные констатирующего эксперимента)

Агрессивность Саши П. проявляется только “втихаря”, то есть в тех случаях, когда воспитатель не видит. Как правило, использует физические средства агрессии. Мимико-пантомимическую агрессию не использует. В игре “Секрет” Саше П. отрицательный выбор, так мотивируют свой выборы: “- Я не хочу с ним играть. Он все время мешает”. “- С ним не интересно.” “- Он дерется и всех обижает.” Саша П. может не только ударить, толкнуть сверстника, но и погрозить кулаком, но так, чтобы взрослые не увидели. Причины агрессивного поведения Саши П., как можно полагать, в отношениях между Сашей и его старшим братом, который падает пример жестокого обращения. В силу своего возраста и физического превосходства брат Саши П. подавляет его, нередко сопровождая “свое воспитание” физическими мерами воздействия. Саша П. свою накопившуюся агрессию, которую он не может применить по отношению к старшему брату, как более сильному, вымещает в группе детского сада, используя тот же метод физического воздействия на сверстников. Таким образом агрессивная энергия передается как бы по цепной реакции от сильного к слабым, беззащитным, не умеющим дать отпор детям. Родители Саши П. отмечают, что не всегда могут проконтролировать взаимоотношения между братьями и часто достается обоим. Воспитательным воздействием в семье считаются физическое наказание и эту роль, как правило, выполняет отец Саши П., являясь тем самым и примером для подражания, своим сыновьям. Преобладают такие виды агрессии у Саши П. как аффективная, инициативная, прямая и непроизвольная. Дополнительным отрицательным фактором на агрессивность мальчики является эмоциональное неблагополучие в семье и в группе детского сада среди сверстников - у него низкий уровень игровых навыков и умений, и не владение другими видами детской деятельности.

Алина Я. (экспер. гр. №3) живет с мамой и папой, является единственным ребенком в семье. Бытовые условия хорошие (отдельная квартира). Материальное положение выше среднего (ребенок посещает коммерческую группу, так называемый “Бизнес-класс”). Родители имеют: средне-техническое образование. Дошкольное учреждение Алина Я. посещает с 3 лет. Алина Я. очень маленькая, худенькая девочка. В группе из всех девочек она самая маленькая и хрупкая, но с очень серьезным выражением глаз. Алина всегда очень опрятна, на голове бант или заколка. для волос. Для нее характерен особый интерес к разговорам взрослых. Она внимательно прислушивается к тому, о чем говорят взрослые и всегда старается находиться от них недалеко, чтоб быть в курсе всех дел. Алина Я. любит подслушивать не только чужие разговоры, но и активны и бесцеремонно в них вмешиваться. Девочка очень разговорчива. Ее речь и тон больше соответствуют речи взрослого, где в изобилии слова и фразы, услышанные от старших. Например, на комплимент экспериментатора по поводу ее нарядной одежды, Алина Я. ответила: “- Да. Все просто сходят с ума от меня!”- и кокетливо засмеялась. Возможно она копирует поведение и слова матери. По поводу прошедшего спектакля в детском саду, где были заняты в ролях дети группы, она заметила: “- Да, все очень миленько было!” Алина Я. очень надоедлива, пытается с помощью назойливости и настойчивости быть лидером в игре, но дети не хотят с ней играть и стараются быть от Алины всегда подальше. Несмотря на свой маленький рост, Алина Я. обладает очень зычным голосом. Она любит покрикивать на детей и постоянно жаловаться воспитателям, по поводу того, что с ней не хотят играть. Алина Я. - симпатичная, веселая, жизнерадостная девочки без каких-либо комплексов, самооценка завышенная. Вместе с тем наряду с положительными качествами ей присуща лживость. Алина Я. часто говорит неправду, не всегда поступает честно. В играх конфликтна, но вину перекладывает на других детей. Алина Я. удивительно правдоподобно может убедить взрослого в своей невиновности, при этом она будет смотреть преданно в глаза обеими руками держать ваши руки в своих. Говорит Алина Я, быстро и уверенно, сочиняя на ходу убедительные оправдания. Алина постоянно забирает у детей привлекательные для нее игрушки, без объяснения выталкивает ребенка с понравившегося ей места. На занятиях она всегда старается выкрикнуть ответ первой, даже если этот ответ неправильный и даже если спрашивают не ее. Агрессия ее чаще всего инструментальная - (мотив захватить лучшую игрушку, первую роль), целенаправленная, иногда косвенная, когда она действует обходным путем. Семья у Алины Я. добрая, девочке ни в чем не отказывают. Дома у Алины очень много дорогих игрушек и игр. “Слишком много их”- говорит она, на просьбу перечислить какие игрушки у нее есть. Кроме того она указывает на то, что у нее есть компьютер и много книг, которые ей читает мама. Приводит Алину в детский сад и забирает всегда мама. Алина, копирует свою маму во всем, но только тогда, когда мамы нет рядом. Если мама и Алина вместе, Алину не узнать. Авторитарное воспитание мамы, превращает Алину во всеугодливо-послушного ребенка. При общении с мамой говорит только мама, а Алина является внимательным слушателем, который не может, вернее не успевает, вставить и пол-слова в разговор.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Другое по теме:

Транзактный анализ
США. 1956 год. Расположенный в Сан-Франциско институт психоанализа отказывает в членстве в качестве психоаналитика 46-летнему психиатру Эрику Берну (1910-1970), пятнадцать лет проработавшему в данном направлении. Этот врач, вероятно принявший отказ как весьма болезненный удар, в очередной раз показал нам справедливость древней народной мудрости – "Нет худа без добра". Ведь это обидное ...

Методический инструментарий
В работе мы использовали несколько взаимодополняющих методик Т. Элерса. Одной из них был тест, предназначенный для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха (Приложение 1). Анкета представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотиваци ...

Выводы
1. Переговоры — способ разрешения конфликта, который заключается в использовании ненасильственных средств и приемов для решения проблемы. Переговоры ведутся: о продлении действия соглашений, о нормализации отношений, о перераспределении, о создании новых условий, о достижении побочных эффектов. Среди функций переговоров наиболее значимы: информационная, коммуникативная, регуляции и координации д ...