Познавательные психические процессы (их виды основные свойства)Страница 1
Успешное осуществление процесса управления возможно лишь в том случае, когда субъект управления (руководитель) имеет представление об объекте управления (подчиненном), что объясняет необходимость изучения понятия личности, ее структуры, особенностей поведения в организациях и группах. Знание этих вопросов необходимо каждому руководителю.
В чем же сущность психологического понятия «личность»?
Личность рассматривается в психологии как носитель сознания и субъект целенаправленной деятельности. Применительно к отдельному человеку употребляют три понятия: «индивид», «личность» и «индивидуальность». Индивид – это человек как представитель вида, т.е. в этом понятии подчеркивается биологическое начало в человеке. Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития (в онтогенезе) он становится личностью. На процесс развития личности влияют в единстве такие факторы, как природные задатки, влияние социальной сферы и воспитание.
Личность – это «сознательный индивид» (Б.Г. Ананьев), т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции деятельности. С позиций современного системного подхода деятельность личности рассматривается как целеустремленная динамическая функциональная система. В ней можно выделить три основные подсистемы:
1) когнитивную, в которой результируются функции познания и которая включает в себя познавательные процессы: восприятие, память, мышление и др.;
2) регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;
3) коммуникативную, которая реализуется в общении и взаимодействии с другими людьми.
Личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, обладает индивидуально-психологическими свойствами: темпераментом, характером, способностями, т.е. свойствами, составляющими ее индивидуальное своеобразие. Человек всегда привносит свои индивидуальные качества в процессы трудовой деятельности и группового взаимодействия. Рассматривая каждого члена производственной или учебной группы с точки зрения его индивидуально-психологических свойств, мы подходим к нему как к индивидуальности, т.е. личности, в чем-то сходной с другими людьми, в то же время своеобразной и неповторимой. Знание и учет индивидуальных качеств людей необходимы руководителю для реализации индивидуального подхода к ним, более успешному их обучению, адаптации к условиям профессионального труда и группового взаимодействия, для оптимального стимулирования эффективней деятельности членов коллектива.
Психологическая структура личности формируется в онтогенезе, начиная от природных задатков и кончая высшими уровнями социально опосредованных форм поведения. Таким образом, личность – это многоуровневая система, объединяющая в себе психофизиологический, психологический и социально-психологический уровни. Все указанные уровни структуры личности интегрируются в единое целое по следующим признакам (Б.Г. Ананьев):
1) субординационному (иерархическому), когда более сложные и общие социально-психологические свойства подчиняют себе более элементарные и частные психофизиологические свойства;
2) координационному, при котором взаимодействие свойств осуществляется на паритетных началах, допускающих ряд степеней свободы для коррелирующих свойств, т.е. относительную автономию каждого из них.
На основе анализа структуры личности и свойств индивидуальности можно составить психологический портрет человека, позволяющий дать ему качественную оценку.
Составляется также так называемая карта личности для оценки способностей, характера, психологической направленности, опыта личности, индивидуальных особенностей психических процессов и т.д.
![]() | |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
|
|
| |||||||||
Рис. 1. Пси
Другое по теме:
Эстетика
сектантов
Упрощение культа в ряде христианских сект не означает отказа от обрядности. Напротив, в этих сектах делается все возможное, чтобы усилить психологическое воздействие обрядов и богослужений. Этой цели служит и чтение проповедей, и пение, и музыка, и сам порядок богослужения. Широко используя разнообразные средства эстетического воздействия на верующих, вожаки сект превратили богослужение в своего ...
Фонетический барьер
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях:
1. когда говорят на иностранном языке;
2. используют большое число иностранных слов или специальную терминологию;
3. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом.
Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны:
1. внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки;
2. учет аудитории и индивидуаль ...
Предмет психологии
Каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Так, геология отличается от геодезии тем, что, имея предметом исследования Землю, первая из них изучает ее состав, строение и историю, а вторая - ее размеры и форму. Выяснение специфических особенностей явлений, изучаемых психологией, представляет значительно большую трудность. Понимание этих явлений во многом завис ...



