Карл Густав Юнг: типы личности
Страница 3

Решающим фактором в определении типа установки, как таковой, является не то, что человек делает, а скорее, сама мотивация к действию — само направление, по которому течет энергия человека, течет естественно и привычно: для экстраверта самым интересным и привлекательным является объект, в то время как сам субъект или сама психическая реальность оказываются более важными для интроверта.

Вне зависимости от того, преобладает ли в ком-либо экстравертность или интровертность, существуют неизбежные психологические события-соучастия, связанные с ролью бессознательного.

Роль бессознательного. Большая трудность в определении типов заключается в том, что доминирующая сознательная установка оказывается бессознательно скомпенсированной или сбалансированной своей противоположностью. Строго говоря, не существует показательной "установки бессознательного", есть лишь способы функционирования, которые окрашены бессознательным. И в этом смысле можно говорить о компенсирующей установке в бессознательном.

Вообще, только одна из четырех функций дифференцирована столь достаточно, чтобы ею свободно манипулировала сознательная воля. Другие являются полностью или частично бессознательными, а подчиненная функция — в наибольшей степени. Таким образом, сознательная ориентация мыслительного типа уравновешена бессознательным чувством, и наоборот, в то время как ощущение скомпенсировано интуицией, и так далее. Бессознательные, недифференцированные функции способны искажать личность до такой степени, что внешний наблюдатель может легко ошибиться, приняв один тип за другой.

На практике часто полезно спрашивать самого себя: "Что за крест я несу, какова его тяжесть? От чего я страдаю больше всего? Как так случилось в жизни, что я всегда бьюсь головой о стену и чувствую себя дураком?" Ответы на такие вопросы обычно ведут к подчиненной установке и функции, а затем с определенным решением и весомой долей терпения могут привести к большей осознанности самого себя, своей сущности.

Таким образом, исследования Юнга позволили сформировать психологический типологический базис индивида, включающий четыре пары полярных функций и установок: рациональность—иррациональност, мышление(логика)—чувство(этика); ощущение(сенсорика)—интуиция, экстраверсия— интроверсия.

Матрица 4x4 формирует систему из 16 психолого-информационных типов, каждый из которых отличается своеобразием характера мыслей, действий и поступков.

Как определить принадлежность конкретного лица к любому из 16 типов? Для этого следует сначала определиться с набором функций и установок, формирующих личностный психологический портрет. Образно говоря, из каждой пары приведенных функций следует выбрать одну, доминирующую у рассматриваемого индивида. Затем, когда составляющие функции определены, их следует расположить в некоей последовательности.

Рассмотрим пример. Допустим, в результате тестирования, у индивида выявлены доминанты следующих функций и установок: рациональность (J), интуиция (N), этика (F), экстраверсия (Е). Поскольку личность рациональна, то основной функцией будет этика, а вспомогательной — интуиция (функция иррациональная). Экстравертная установка дополняет психологический портрет личности. Из совокупности всех четырех параметров можно вывести своеобразный генетический код психологической ориентации личности — этико-интуитивный экстраверт. Он и будет являться базовым психологическим портретом данного индивида.

Информационный обмен в среде конкретного социона строится на своеобразии психологической ориентации каждого типа, составляющего социон, и формируемой структуры отношений между типами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Эмпирическое исследование по проблеме образа современного педагога в представлении учителей, учеников и их родителей. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования
Анализ, проведенный в теоретической части работы показал, что образ современного педагога в литературе представлен как образ женщины энергичной, жизнелюбивой, харизматичной, педагога-профессионала, любящего свою работу и умеющего общаться с детьми так, чтобы стать для них другом и наставником, а не скрытым врагом или человеком безразличным. В идеальном сознании образ учителя – это образ универса ...

Типы неполных семей и источники их формирования
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют: материнские и отцовские неполные семьи. По количеству по ...

П.ФЛесгафт
Основу классификации игр заложил П.Ф.Лесгафт Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации – разыгрывание сказок и рассказов; строительные)При всем разнообразии творческих игр их объединяю ...