Карл Густав Юнг: типы личности
Страница 3

Решающим фактором в определении типа установки, как таковой, является не то, что человек делает, а скорее, сама мотивация к действию — само направление, по которому течет энергия человека, течет естественно и привычно: для экстраверта самым интересным и привлекательным является объект, в то время как сам субъект или сама психическая реальность оказываются более важными для интроверта.

Вне зависимости от того, преобладает ли в ком-либо экстравертность или интровертность, существуют неизбежные психологические события-соучастия, связанные с ролью бессознательного.

Роль бессознательного. Большая трудность в определении типов заключается в том, что доминирующая сознательная установка оказывается бессознательно скомпенсированной или сбалансированной своей противоположностью. Строго говоря, не существует показательной "установки бессознательного", есть лишь способы функционирования, которые окрашены бессознательным. И в этом смысле можно говорить о компенсирующей установке в бессознательном.

Вообще, только одна из четырех функций дифференцирована столь достаточно, чтобы ею свободно манипулировала сознательная воля. Другие являются полностью или частично бессознательными, а подчиненная функция — в наибольшей степени. Таким образом, сознательная ориентация мыслительного типа уравновешена бессознательным чувством, и наоборот, в то время как ощущение скомпенсировано интуицией, и так далее. Бессознательные, недифференцированные функции способны искажать личность до такой степени, что внешний наблюдатель может легко ошибиться, приняв один тип за другой.

На практике часто полезно спрашивать самого себя: "Что за крест я несу, какова его тяжесть? От чего я страдаю больше всего? Как так случилось в жизни, что я всегда бьюсь головой о стену и чувствую себя дураком?" Ответы на такие вопросы обычно ведут к подчиненной установке и функции, а затем с определенным решением и весомой долей терпения могут привести к большей осознанности самого себя, своей сущности.

Таким образом, исследования Юнга позволили сформировать психологический типологический базис индивида, включающий четыре пары полярных функций и установок: рациональность—иррациональност, мышление(логика)—чувство(этика); ощущение(сенсорика)—интуиция, экстраверсия— интроверсия.

Матрица 4x4 формирует систему из 16 психолого-информационных типов, каждый из которых отличается своеобразием характера мыслей, действий и поступков.

Как определить принадлежность конкретного лица к любому из 16 типов? Для этого следует сначала определиться с набором функций и установок, формирующих личностный психологический портрет. Образно говоря, из каждой пары приведенных функций следует выбрать одну, доминирующую у рассматриваемого индивида. Затем, когда составляющие функции определены, их следует расположить в некоей последовательности.

Рассмотрим пример. Допустим, в результате тестирования, у индивида выявлены доминанты следующих функций и установок: рациональность (J), интуиция (N), этика (F), экстраверсия (Е). Поскольку личность рациональна, то основной функцией будет этика, а вспомогательной — интуиция (функция иррациональная). Экстравертная установка дополняет психологический портрет личности. Из совокупности всех четырех параметров можно вывести своеобразный генетический код психологической ориентации личности — этико-интуитивный экстраверт. Он и будет являться базовым психологическим портретом данного индивида.

Информационный обмен в среде конкретного социона строится на своеобразии психологической ориентации каждого типа, составляющего социон, и формируемой структуры отношений между типами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Характеристика выборки
В исследовании принимали участие 16 учителей среднеобразовательных школ: СОШ №44, СОШ №35, СОШ №36 . Из них 8 молодых специалистов (24-35 лет), 7 педагогов старшего поколения (45-55 лет) и 1 учитель пенсионного возраста (62 года). ...

Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную. Психологические особенности младших подростков
С точки зрения психофизического развития возраст 10— 12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст, исследования, анализируемые Г.А. Цукерман, показали, что ...

Психологические аспекты адаптации ребенка к детскому дошкольному учреждению
При поступлении в дошкольное учреждение происходит переход ребенка из знакомой и обычной для него семейной среды в особую микросреду, которая значительно отличается от условий семьи. Особенностями дошкольных учреждений являются, во-первых, длительное совместное пребывание большого числа детей, увеличивающее возможность перекрестного инфицирования и более сильного утомления ребенка; во-вторых, оп ...