Карл Густав Юнг: типы личности
Страница 1

Данная методика ставит целью определить тип личности на основе соционического анализа. Само понятие "тип личности" впервые появилось в работах швейцарского психолога Карла Юнга. Этот человек является родоначальником целой наук34и под названием соционика. В основе ее лежит мысль о том, что поведение человека, сколь бы разнообразно оно не было, вполне логично, неслучайно, а значит поддается классификации. Первая книга по соционике была написана Юнгом в 1921 году. Называлась она "Психологические типы". Это был научный, не рассчитанный на массового читателя труд.

В 1923 году книга была издана на английском языке, и ею заинтересовалась женщина, которая не была психологом по образованию, однако, сама с начала столетия занималась классификацией людей. Эту женщину звали Катрин Бриггс. Она прервала свою работу с стала изучать труд Юнга. В дальнейшем Катрин со своей дочерью Изабель Бриггс Майерс совершенствовала предложенные Юнгом методы исследования и популяризировала открытия. Так появился "Индикатор типов личности Майерс-Бриггс" (MBTI).

Согласно "Индикатору", существует 16 типов личности и четыре темперамента. Они выявляются в людях очень рано и составляют основу нашей индивидуальности, оставаясь неизменными на протяжении всей жизни человека. Все типы личности одинаково ценны.

Сейчас MBTI – один из самых широко используемых психологических инструментов. Он применяется в больших и малых фирмах для выявления предпочтений служащих при приеме на работу, для формирования гармоничных коллективов, для успешного управления персоналом.

Отдельно взятому человеку соционический анализ поможет понять в комплексе свои слабые и сильные стороны, подскажет пути развития слабых и усиления сильных сторон, учитывая при этом необходимость гармоничного развития личности. Его можно рассматривать как составную часть того, что сейчас развивается на западе под названием самоменеджмент – управление собой.

Юнг выделяет две личностные установки — экстраверсию и интроверсию, и четыре базисные функции или типа ориентации — мышление (логику), ощущение (сенсорику), интуицию и чувство (этику). В скобках приведены наименования базисных функций, принятые в соционике. Каждая из этих функций может быть "экстравертной" или "интровертной".

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами адаптации [6]. В интроверси-и движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. В экстраверсии интерес направлен во внешний мир. В одном случае сам субъект (внутренняя реальность), а в другом сам объект (предметы или другие люди, внешняя реальность) оказываются изначально более важными. На практике продемонстрировать чисто экстравертную и интровертную установки, как таковые, невозможно; в изолированном виде они не существуют.

К какому типу принадлежит тот или иной человек становится более очевидным благодаря одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности (существования, действия). Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли, ощущение есть восприятие с помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (чувствительности к бессознательному содержанию).

Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; ее называют первичной или ведущей, доминирующей. Ведущая функция у каждого человека используется с наибольшей вероятностью, т.е. является функцией "излюбленной".

Рациональные и иррациональные функции. В зависимости от характера ведущей функции различают два класса типов — рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслящий и чувствующий типы; ко вторым — интуитивный и ощущающий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Сравнительный анализ
Теперь, проведем сравнительный анализ. Результаты в таблице № 1. (таблица №1) Качество Учителя Учащиеся Родители глубокие профессиональные знания; 100% 100% 100% регулярное повышение квалификации 100% 80% 100% строгость по отношению к ученикам; 100% 90% 90% объяснение объективности оценки; 90% 100% 100% пропаганда здорово ...

Особенности воспитательной работы с личным составом внутренних войск. Общие принципы воспитательной работы по формированию личностных качеств воинов внутренних войск
Работа офицера-воспитателя в частях и подразделениях должна строиться с учетом специфики возложенных на них задач. Исходя из перечня задач, изложенного в законодательных актах РФ и относящихся к компетенции внутренних войск [5, 6] можно предложить следующее условное группирование методик работы с личным составом по принципу возложенных на него задач: 1. Группа методик для военнослужащих карауль ...

П.А. Рудик (1948)
В дополнение к перечисленным особенностям развития указывает на ряд новых симптомов. Это: 1) изменение характера конфликтов у старших по сравнению с младшими; 2) переход от игры, в которой каждый ребенок играет по-своему, к игре, в которой действия детей согласованны и взаимодействие детей организовано на основе взятых на себя ролей; 3) изменение характера стимуляции игры, которая в младшем в ...