Карл Густав Юнг: типы личности
Страница 1

Данная методика ставит целью определить тип личности на основе соционического анализа. Само понятие "тип личности" впервые появилось в работах швейцарского психолога Карла Юнга. Этот человек является родоначальником целой наук34и под названием соционика. В основе ее лежит мысль о том, что поведение человека, сколь бы разнообразно оно не было, вполне логично, неслучайно, а значит поддается классификации. Первая книга по соционике была написана Юнгом в 1921 году. Называлась она "Психологические типы". Это был научный, не рассчитанный на массового читателя труд.

В 1923 году книга была издана на английском языке, и ею заинтересовалась женщина, которая не была психологом по образованию, однако, сама с начала столетия занималась классификацией людей. Эту женщину звали Катрин Бриггс. Она прервала свою работу с стала изучать труд Юнга. В дальнейшем Катрин со своей дочерью Изабель Бриггс Майерс совершенствовала предложенные Юнгом методы исследования и популяризировала открытия. Так появился "Индикатор типов личности Майерс-Бриггс" (MBTI).

Согласно "Индикатору", существует 16 типов личности и четыре темперамента. Они выявляются в людях очень рано и составляют основу нашей индивидуальности, оставаясь неизменными на протяжении всей жизни человека. Все типы личности одинаково ценны.

Сейчас MBTI – один из самых широко используемых психологических инструментов. Он применяется в больших и малых фирмах для выявления предпочтений служащих при приеме на работу, для формирования гармоничных коллективов, для успешного управления персоналом.

Отдельно взятому человеку соционический анализ поможет понять в комплексе свои слабые и сильные стороны, подскажет пути развития слабых и усиления сильных сторон, учитывая при этом необходимость гармоничного развития личности. Его можно рассматривать как составную часть того, что сейчас развивается на западе под названием самоменеджмент – управление собой.

Юнг выделяет две личностные установки — экстраверсию и интроверсию, и четыре базисные функции или типа ориентации — мышление (логику), ощущение (сенсорику), интуицию и чувство (этику). В скобках приведены наименования базисных функций, принятые в соционике. Каждая из этих функций может быть "экстравертной" или "интровертной".

Интроверсия и экстраверсия являются психологическими способами адаптации [6]. В интроверси-и движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру. В экстраверсии интерес направлен во внешний мир. В одном случае сам субъект (внутренняя реальность), а в другом сам объект (предметы или другие люди, внешняя реальность) оказываются изначально более важными. На практике продемонстрировать чисто экстравертную и интровертную установки, как таковые, невозможно; в изолированном виде они не существуют.

К какому типу принадлежит тот или иной человек становится более очевидным благодаря одной из четырех функций, каждая из которых имеет свою собственную область компетентности (существования, действия). Функция мышления относится к процессу когнитивной познавательной мысли, ощущение есть восприятие с помощью органов чувств, чувство есть функция субъективного суждения или оценки, а интуиция относится к восприятию с помощью бессознательного (чувствительности к бессознательному содержанию).

Неизменно и неизбежно та или иная функция оказывается более развитой; ее называют первичной или ведущей, доминирующей. Ведущая функция у каждого человека используется с наибольшей вероятностью, т.е. является функцией "излюбленной".

Рациональные и иррациональные функции. В зависимости от характера ведущей функции различают два класса типов — рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслящий и чувствующий типы; ко вторым — интуитивный и ощущающий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Социальные отношения
Ценность отношений — центральная тема работы Роджерса. Ранние отношения могут быть конгруэнтными или могут служить фокусом условий ценности. Поздние отношения могут восстанавливать конгруэнтность или задерживать ее. Роджерс полагает, что взаимодействие с другим дает индивидууму возможность непосредственно обнаружить, открыть, пережить или встретить свою действительную самость. Наша личность ста ...

Анкетирование
Для уточнения характеристик моих исследуемых было необходимо проведение анкетирования, и об этом я рассказала в пункте 2.2.1. Здесь я привожу лишь саму форму этой анкеты, разработанную мной самостоятельно, на основе наблюдений за РД, ознакомления с работами других авторов, посвященных исследованию этого молодежного течения. Общая карта (ролевика – реконструктора – толкиениста.) нужное подчеркну ...

Личность учащегося в педагогическом процессе. Образовательные системы и развитие личности
Образовательные системы — это все те социальные институты, чья цель — образование человека. К образовательным системам относятся, таким образом, начальная и средняя школа, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще имеют свою структуру, состоят из оп ...