Карл Густав Юнг: типы личности
Страница 2

Мышление как функция логического различения, очевидно, рационально. Также и чувство (или этика — аналогичный термин в соционике) как способ информирования индивида о ценности тех или иных вещей вполне может быть различительной, а стало быть, рациональной функцией, как и мышление.

Ощущение (или сенсорику) и интуицию называют функциями иррациональными (постигающими, воспринимающими). Каждая есть просто тот или иной способ восприятия чего-либо — ощущение схватывает, сообщает человеку, что нечто есть во внешнем для него мире; интуиция постигает (или, можно сказать, "подхватывает", "подбирает") то, что находится в мире внутреннем. Термин "иррациональный" подразумевает нечто выходящее за рамки рассудочного.

Первичная функция и вспомогательные функции. Как было отмечено выше, одна из четырех функций неизменно оказывается более развитой, чем остальные. Это основная или ведущая функция. Вспомогательная функция всегда такова, что ее природа, рациональная или иррациональная, отличается от ведущей функции. Например, чувство не может быть вторичной функцией, когда доминирует мышление, и наоборот, потому что обе эти функции рациональны. Мышление, если оно желает быть истинным, следуя своему собственному принципу, обязано полностью строго исключить всякое чувство. Поэтому вторичная функция всегда по своей природе отличается от первичной функции, но не антагонистична ей.

Подчиненная функция. Все функции, кроме ведущей, оказываются относительно подчиненными. Во всех случаях имеется одна функция, которая особенно сопротивляется интеграции в сознание, — подчиненная функция, или как ее иногда называют в отличие от других подчиненных функций "четвертая функция". Подчиненная или четвертая функция неизменно оказывается той же самой природы, что и функция ведущая: когда рациональная мыслительная функция наиболее развита, то другая рациональная функция, чувство, будет подчиненной; если доминирует ощущение, то интуиция, другая иррациональная функция, будет четвертой функцией и так далее. Одна из самых больших проблем подчиненной функции заключается в том, что она действует очень медленно в отличие от функции ведущей. Это согласуется с общим опытом: мыслитель регулярно спотыкается о чувственные оценки; практический ощущающий тип легко попадает в колею слепоты к возможностям, "видимым" интуицией; чувствующий тип глух к заключениям, представляемым логическим мышлением; интуит, настроенный на внутренний мир, двигается сквозь скверну конкретной реальности.

Существуют типичные характеристики, связанные с каждой функцией, когда она действует в режиме подчинения. Сверхчувствительность и сильные эмоциональные реакции любого рода — от страстной влюбленности до слепого гнева — являются ясным знаком того, что подчиненная функция, наряду с одним или более комплексами, стала активной. Это, естественно, пробудит множество проблем взаимоотношений. Говоря о возможности развития подчиненной функции, Юнг указывал, что делать это процедуру необходимо постепенно, причем подключив при этом одну из вспомогательных функций. Последнее замечание особенно актуально, его следует учитывать любителям различного рода экспресс-методик в достижении результата' посредством, например, тренинга.

Два типа установки. Экстраверсия и интроверсия обнаруживаются у обоих полов и на всех социальных уровнях. Они не являются предметом сознательного выбора или унаследования, а также результатом образования. Тип установки имеет, по-видимому, случайное распределение. Очевидно, что некоторые индивиды обладают большей приспособляемостью к жизни, однако, от чего это происходит, неизвестно. Юнг полагал наличие возможных физиологических причин, о которых мы пока не имеем точного знания, так как изменение или искажение типа часто оказывает вред физическому благополучию индивида.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Эмпирическое исследование влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. Цели, задачи, методы, база исследования и организация практической работы по изучению мотивации старших дошкольнико
Мотивационная готовность предполагает наличие у детей желания не просто пойти в школу, но учиться, определенные обязанности, связанные с их новым статусом, с позицией в системе социальных отношений - позицией школьника. Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и ...

Организационно-методологические основы эмпирического исследования. Цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, выборка исследования
Целью данной работы является изучение особенностей социальной и личностной готовности гиперактивных детей к школе. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. 2. Выбор теоретического основания и подбор методик для изучения особенностей социальной и личностной готовности к школе детей 5-7 летнего возраста. 3. Организация и прове ...

Психологические теории внимания
Одну из наиболее известных психологических теорий внимания предложил Т. Рибо. Он считал, что внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Между эмоциями и произвольным вниманием Рибо усматривал особенно тесную зависимость. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивност ...