ЗаключениеСтраница 2
Результаты контрольного эксперимента позволяют утверждать, что выбранное нами предметно-практическое обучение доказало свою эффективность. Оно позволило не только повысить уровень развития образной памяти и увеличить продуктивность мнемических процессов, но и позволило развить словесную память, зрительное восприятие, внимание, образное и логическое мышление, воображение детей с косоглазием и амблиопией.
Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена и решены поставленные задачи.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ МЕТОДИК КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ЭКСПЕРИМЕНТА
«Запомни рисунки» (Л. И. Плаксина)
«Палочковый тест»
«Узнавание фигур» (тест Н. А. Бернштейна)
Уменьшено в 4раза
«Запомни и расставь точки»
Исследование образной памяти» (Л. А. Ясюкова)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И УВЕЛИЧЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ МНЕМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
«Листья»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход работы. Педагог приносит с собой несколько листьев разных деревьев. Выбирает один из листьев. Инструкция: «Посмотри на этот лист. Запомни его». Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал.
«Чего не стало?»
Цель: развитие активной непроизвольной памяти.
Ход работы. На столик ставятся несколько предметов, игрушки. Ребенок внимательно смотрит на них одну - две минуты, а затем отворачивается. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает. Ответные действия детей могут быть разными. В зависимости от готовности, малыш может найти игрушку на другом столе, в комнате, на более удаленном расстоянии, выбрать табличку с названием игрушки и т.д. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить место расположения игрушки среди других, а после того, как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место.
«Гуляем по зоопарку»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход работы. Ребенку дают 5 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 2-3 минуты. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
«Найди сам»
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход работы. Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).
«Вкус и запах»
Цель: развитие образной памяти.
Ход работы. 1) Представь лимон. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? 2) Представь апельсин. Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет апельсин. Расскажи об этом. Какого цвета апельсин? Представь, что ты держишь апельсин в руке. Что ты чувствуешь? 3) Чем отличается апельсин от лимона. Чем они похожи?
«Разрезная картинка»
Цель: развитие зрительной памяти.
Материал: цветная открытка (картинка) с изображением предмета разрезается на несколько частей.
Ход работы. «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант. Далее следует опять предложить ему собрать первую картинку – пусть пробует различные варианты, не следует торопить его. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее. Если при выполнении задания обнаруживается хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком.
Другое по теме:
Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификаци ...
СПИД в контексте глобальных проблем человечества
СПИД - первая вирусная инфекция, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), распространение которой (с 1980 года) характеризуется не локальными очагами, а пандемией, охватившей к 1999 году практически все страны мира, в особенности Россию.
С начала регистрации ВИЧ-инфекции в мире (1981 год) и по состоянию на 1 января 1995 г. по оценке экспертов Всемирной организации здравоохранения в мире ...
Теоретические основы исследования и развития памяти у детей с нарушением
зрения старшего дошкольного возраста. Теоретический подход
к отбору методик констатирующего этапа эксперимента
Целью констатирующего эксперимента исследования стало выявление особенностей развития зрительной памяти и протекания мнемических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения, воспитывающихся в условиях детских дошкольных учреждений.
Цель была конкретизирована следующими задачами:
– подобрать и адаптировать методики по диагностике уровня развития зрительной памяти и проте ...