ЗаключениеСтраница 1
На основе теоретического анализа психолого-педагогической научной литературы изучено состояние исследуемой проблемы и определена ее актуальность на современном этапе. В результате изучения научной психолого-педагогической литературы было выявлено, что память человека можно определить как психофизиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания информации. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная.
Значение механизмов памяти весьма важно в психическом развитии ребенка. У детей с развитием таких процессов памяти как запоминание, узнавание и воспроизведение увеличивается продуктивность остальных высших психических процессов: мышления, речи и др. Исследования по развитию мнемических процессов у детей с косоглазием и амблиопией дошкольного возраста практически отсутствуют. Выбор данной категории детей обусловлен тем, что современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого изучения тотального дефекта, но и в расширении понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей с частичным поражением зрительного анализатора. В настоящее время дети с амблиопией и косоглазием составляют самую многочисленную и постоянно пополняющуюся группу старших дошкольников с нарушением зрения.
Анализ психолого-педагогической литературы также показал, что в отечественной тифлопсихологии и тифлопедагогике до настоящего времени проблема ее качественных особенностей и повышения уровня продуктивности мнемических процессов (запоминания, узнавания и воспроизведения) с использованием предметно-практического обучения у детей с косоглазием и амблиопией разработана недостаточно.
По данным, полученным на констатирующем этапе эксперимента, удалось установить, что у детей с нарушением зрения наблюдаются специфичные особенности развития образной памяти и протекания мнемических процессов. Наряду с более длительным временем опознания зрительных стимулов у детей с нарушением зрения наблюдается снижение объема кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от сложности представленной фигуры, снижении продуктивности запоминания материала в зависимости от сложности фигуры, а также в искажении или частичном воспроизведении информации, характерна также недостаточная осмысленность наглядного материала. При запоминании материала дети с нарушением зрения применяют, в основном, механические приемы запоминания, повторяют названия геометрических фигур, меняют порядок повторения по рядам: в прямом и в обратном направлении и т.д.
Констатирующий этап эксперимента еще раз подтвердил, что у детей с нарушением зрения необходима опора на наглядность при выполнении заданий. Все это послужило причиной выбрать для развития у детей с нарушением зрения образной памяти предметно-практическое обучение, позволяющее активизировать восприятие, внимание, развивать словесную память и творческое воображение, формировать зрительный контроль за содержанием последовательности формирования мнемических образов по наглядной опоре.
На основе выявленных особенностей развития памяти у детей с нарушением зрения были разработаны содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие памяти и увеличение продуктивности мнемических процессов посредством предметно-практического обучения, разработана общая структура занятий, а также приемы активизации мнемических процессов у старших дошкольников с нарушением зрения.
Результаты проведенной работы показали, что применение на практике предметно-практического обучения позволило добиться положительных результатов. Дети научились: правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности, у них развилось умение правильно передавать форму предметов, цветов, величину; умение самостоятельно выделять изобразительную перспективу; относительно повысился уровень развития мелкой моторики и глазодвигательной функции, сопряженной с движением руки. Дети с косоглазиием и амблиопией овладели умением описать в устной форме свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить высказывание. Самое главное – нам удалось качественно повысить уровень развития памяти и увеличить продуктивность мнемических процессов у детей с косоглазием и амблиопией.
Другое по теме:
Профессиональное саморазвитие педагога как условие развития
личности педагога
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образование ...
Психологические особенности профессионального мышления работника уголовного
розыска
Мыслительные процессы занимают важное место в деятельности работника уголовного розыска. По сути, весь смысл его работы состоит в постоянном добывании и переработке специфической информации.
В теоретических и экспериментальных исследованиях советских психологов (П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, О.К. Тихомирова) мышление определяется как ведущий ко ...
Естественнонаучные основы психологии
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных и от физиологических, и от тех, которые относились к психологии как к ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом. Наряду с лабораторной работой физиологов по изучению орга ...