Заключение
Страница 1

На основе теоретического анализа психолого-педагогической научной литературы изучено состояние исследуемой проблемы и определена ее актуальность на современном этапе. В результате изучения научной психолого-педагогической литературы было выявлено, что память человека можно определить как психофизиологический и культурный процесс, выполняющий в жизни функции запоминания, сохранения, воспроизведения, забывания информации. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная.

Значение механизмов памяти весьма важно в психическом развитии ребенка. У детей с развитием таких процессов памяти как запоминание, узнавание и воспроизведение увеличивается продуктивность остальных высших психических процессов: мышления, речи и др. Исследования по развитию мнемических процессов у детей с косоглазием и амблиопией дошкольного возраста практически отсутствуют. Выбор данной категории детей обусловлен тем, что современное развитие тифлопсихологических и тифлопедагогических знаний осуществляется не только в направлении глубокого изучения тотального дефекта, но и в расширении понятия зрительного дефекта за счет дифференциации детей с частичным поражением зрительного анализатора. В настоящее время дети с амблиопией и косоглазием составляют самую многочисленную и постоянно пополняющуюся группу старших дошкольников с нарушением зрения.

Анализ психолого-педагогической литературы также показал, что в отечественной тифлопсихологии и тифлопедагогике до настоящего времени проблема ее качественных особенностей и повышения уровня продуктивности мнемических процессов (запоминания, узнавания и воспроизведения) с использованием предметно-практического обучения у детей с косоглазием и амблиопией разработана недостаточно.

По данным, полученным на констатирующем этапе эксперимента, удалось установить, что у детей с нарушением зрения наблюдаются специфичные особенности развития образной памяти и протекания мнемических процессов. Наряду с более длительным временем опознания зрительных стимулов у детей с нарушением зрения наблюдается снижение объема кратковременной памяти, который изменяется в зависимости от сложности представленной фигуры, снижении продуктивности запоминания материала в зависимости от сложности фигуры, а также в искажении или частичном воспроизведении информации, характерна также недостаточная осмысленность наглядного материала. При запоминании материала дети с нарушением зрения применяют, в основном, механические приемы запоминания, повторяют названия геометрических фигур, меняют порядок повторения по рядам: в прямом и в обратном направлении и т.д.

Констатирующий этап эксперимента еще раз подтвердил, что у детей с нарушением зрения необходима опора на наглядность при выполнении заданий. Все это послужило причиной выбрать для развития у детей с нарушением зрения образной памяти предметно-практическое обучение, позволяющее активизировать восприятие, внимание, развивать словесную память и творческое воображение, формировать зрительный контроль за содержанием последовательности формирования мнемических образов по наглядной опоре.

На основе выявленных особенностей развития памяти у детей с нарушением зрения были разработаны содержание коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие памяти и увеличение продуктивности мнемических процессов посредством предметно-практического обучения, разработана общая структура занятий, а также приемы активизации мнемических процессов у старших дошкольников с нарушением зрения.

Результаты проведенной работы показали, что применение на практике предметно-практического обучения позволило добиться положительных результатов. Дети научились: правильно воспринимать сенсорные эталоны и самостоятельно отображать их в практической деятельности, у них развилось умение правильно передавать форму предметов, цветов, величину; умение самостоятельно выделять изобразительную перспективу; относительно повысился уровень развития мелкой моторики и глазодвигательной функции, сопряженной с движением руки. Дети с косоглазиием и амблиопией овладели умением описать в устной форме свои действия с предметным материалом, рассуждать, строить высказывание. Самое главное – нам удалось качественно повысить уровень развития памяти и увеличить продуктивность мнемических процессов у детей с косоглазием и амблиопией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Классификация типов депрессивного заболевания
1. По гипотетической причине: а) Эндогенная депрессия – возникает изнутри - стабильное окружение. Реактивная депрессия – обусловлена внешними обстоятельствами – лабильное окружение. б) Первичная депрессия – наступает вне связи с другими психическими заболеваниями. Вторичная депрессия наступает после развития другого психического заболевания, например алкоголизма, шизофрении. 2. По тяжести к ...

Фонетический барьер
Фонетический барьер непонимания возникает в следующих случаях: 1. когда говорят на иностранном языке; 2. используют большое число иностранных слов или специальную терминологию; 3. когда говорят быстро, невнятно и с акцентом. Преодолеть фонетический барьер вполне возможно, и для этого важны: 1. внятная, разборчивая и достаточно громкая речь, без скороговорки; 2. учет аудитории и индивидуаль ...

Программа интеграции
Цель верботонального метода – интеграция детей с нарушением слуха в массовую систему обучения и общество. Интеграция может осуществляться различными способами. Самый обычный способ – дошкольников, у которых сформировались нормальные речевые и социальные способности, включить в детский сад или в 1й класс школы на сокращённое или полное время. Все эти дети продолжают заниматься индивидуально по 20 ...