Анализ результатов эмпирических исследований

Психология » Взаимосвязь особенностей памяти, интереса и успешности обучения » Анализ результатов эмпирических исследований

После проведения эксперимента по теме исследования были получены определенные результаты, которые позволили сделать следующие выводы.

Рассматривая результаты первого эксперимента, на основе полученных данных можно сделать следующие выводы: повторение воспроизводимого текста испытуемым было более точным в том случае, в котором воспроизводимы текст был каким – либо образом интересен оптанту. Также наблюдался такой факт, что в повторении текстов, которые были более интересны оптанту, намного легче воспроизводились имена, встречающиеся в содержании.

Те тексты, которые не вызвали интереса у испытуемого воспроизводились с достаточными затруднениями, запинками, оговорками, повторениями и ошибками.

В нескольких случаях воспроизведение зачитанного текста было достаточно точным даже в том случае, когда текст не был самым интересным, но степень интереса к нему была достаточно высока.

При воспроизведении текстов, не вызвавших интереса у испытуемого нередко наблюдалось такое явление, как добавление каких-либо элементов в содержание текста, которых на самом деле не было.

Таким образом гипотеза о том, что информация, являющаяся для человека более интересной лучше сохранится в памяти, чем та, которая кажется менее интересной полностью оправдывается.

Данные и результаты эксперимента приведены в таблицах 1 и 2 (см. приложение).

Рассматривая результаты второго эксперимента можно сделать следующие выводы: имея определенный интерес к обучению по конкретной специальности вцелом, студент имеет примерно равный по значимости интерес к тем предметам, которые являются профилирующими по данной специальности.

Это зависит от той сферы профессиональной деятельности, которую предпочитает студент, которую можно определить с помощью дифференциально – диагностического опросника Е.А. Климова.

Т.е. если у студента предпочтение в сфере технических интересов, то профилирующие предметы по специальности социальная психология ему будут не интересны, а следовательно, и получаемые им оценки на экзаменах будут на порядок ниже, чем у тех студентов, у которых предпочтение в сфере работы с людьми.

Также если у студента вобщем отсутствует интерес к обучению, у него будет и отсутствовать интерес к конкретным предметам.

Рассматривая данные, полученные в таблицах 3 – 10 (см. приложение) можно сделать вывод о том, что существует прямая зависимость между интересом к предметам и оценками, получаемыми по этим предметам.

Иначе говоря, чем интереснее студенту предмет, тем более высокую оценку он получит. Например, студенты, имеющие интерес к обучению и к предмету на уровне от 1 до 4 чаще получают не боле 3 баллов на экзамене («удовлетворительно»); студенты, имеющие интерес от 4 до 7, что составляет подавляющее большинство показателей получают в большинстве случаев 4 балла («хорошо»); а студенты со степенью интереса более 7 получают соответственно до 5 баллов («отлично»).

Можно рассмотреть данные эксперимента на графике (рис.1), на котором показана степень зависимости оценки по изучаемому предмету от степени интереса к данному конкретному предмету.

Из графика видно, что при степени интереса к предмету от 1 до 4 результаты на экзамене соответствующие – оценки 2 («неудовлетворительно») и 3 («удовлетворительно»). При степени интереса от 5 до 6 оценки варьируют в пределе 3 («удовлетворительно») и 4 («хорошо»), а при степени интереса выше 6 – 4 («хорошо») и 5 («отлично»).

Следовательно, гипотеза о том, что успеваемость ученика в школе, или студента в Высшем Учебном Заведении напрямую зависит от интереса к получаемой им информации, получает свое практическое подтверждение.

Выводы

Для успешного проведения описанного эксперимента ставились определенные задачи, посредством которых можно было достичь определенных результатов. Благодаря проделанной на каждом этапе работы и решения каждой из задач в итоге эксперимента был достигнут определенный результат, позволивший дать ответы на возникшие вопросы и сделать необходимые выводы.

После проведения двух экспериментов по теме исследования появились практические доказательства той теории, которая рассматривалась в первой главе. Благодаря данным, полученным в экспериментах, стали более понятны некоторые механизмы влияния интереса на запоминание информации, прояснились некоторые моменты, казавшиеся непонятными в теоретических работах, рассматриваемых в первой главе.

Другое по теме:

Теоретические основы характеристики внимания. Определение внимания, его функции
Внимание – это направленность психики (сознание) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной активности. Под направленностью понимают, прежде всего, избирательный (селективный) характер протекания познавательной деятельности, произвольный (преднамеренный) или ...

Организация и методики исследования
Участники исследования . В исследовании приняли участие мужчины и женщины. Возраст исследуемых от 21 до 55 лет – женщины и от 22 до 60 лет мужчины. Всего 32 человека. Обследуемые имеют статус работающих и проживают в городе. Участие в исследовании осуществлялось на добровольной основе. Процедура исследования . Исследование проводилось следующим образом: сначала проводилась работа с личностным о ...

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной. Часто жалобы учащихся ...