Анализ результатов эмпирических исследований

Психология » Взаимосвязь особенностей памяти, интереса и успешности обучения » Анализ результатов эмпирических исследований

После проведения эксперимента по теме исследования были получены определенные результаты, которые позволили сделать следующие выводы.

Рассматривая результаты первого эксперимента, на основе полученных данных можно сделать следующие выводы: повторение воспроизводимого текста испытуемым было более точным в том случае, в котором воспроизводимы текст был каким – либо образом интересен оптанту. Также наблюдался такой факт, что в повторении текстов, которые были более интересны оптанту, намного легче воспроизводились имена, встречающиеся в содержании.

Те тексты, которые не вызвали интереса у испытуемого воспроизводились с достаточными затруднениями, запинками, оговорками, повторениями и ошибками.

В нескольких случаях воспроизведение зачитанного текста было достаточно точным даже в том случае, когда текст не был самым интересным, но степень интереса к нему была достаточно высока.

При воспроизведении текстов, не вызвавших интереса у испытуемого нередко наблюдалось такое явление, как добавление каких-либо элементов в содержание текста, которых на самом деле не было.

Таким образом гипотеза о том, что информация, являющаяся для человека более интересной лучше сохранится в памяти, чем та, которая кажется менее интересной полностью оправдывается.

Данные и результаты эксперимента приведены в таблицах 1 и 2 (см. приложение).

Рассматривая результаты второго эксперимента можно сделать следующие выводы: имея определенный интерес к обучению по конкретной специальности вцелом, студент имеет примерно равный по значимости интерес к тем предметам, которые являются профилирующими по данной специальности.

Это зависит от той сферы профессиональной деятельности, которую предпочитает студент, которую можно определить с помощью дифференциально – диагностического опросника Е.А. Климова.

Т.е. если у студента предпочтение в сфере технических интересов, то профилирующие предметы по специальности социальная психология ему будут не интересны, а следовательно, и получаемые им оценки на экзаменах будут на порядок ниже, чем у тех студентов, у которых предпочтение в сфере работы с людьми.

Также если у студента вобщем отсутствует интерес к обучению, у него будет и отсутствовать интерес к конкретным предметам.

Рассматривая данные, полученные в таблицах 3 – 10 (см. приложение) можно сделать вывод о том, что существует прямая зависимость между интересом к предметам и оценками, получаемыми по этим предметам.

Иначе говоря, чем интереснее студенту предмет, тем более высокую оценку он получит. Например, студенты, имеющие интерес к обучению и к предмету на уровне от 1 до 4 чаще получают не боле 3 баллов на экзамене («удовлетворительно»); студенты, имеющие интерес от 4 до 7, что составляет подавляющее большинство показателей получают в большинстве случаев 4 балла («хорошо»); а студенты со степенью интереса более 7 получают соответственно до 5 баллов («отлично»).

Можно рассмотреть данные эксперимента на графике (рис.1), на котором показана степень зависимости оценки по изучаемому предмету от степени интереса к данному конкретному предмету.

Из графика видно, что при степени интереса к предмету от 1 до 4 результаты на экзамене соответствующие – оценки 2 («неудовлетворительно») и 3 («удовлетворительно»). При степени интереса от 5 до 6 оценки варьируют в пределе 3 («удовлетворительно») и 4 («хорошо»), а при степени интереса выше 6 – 4 («хорошо») и 5 («отлично»).

Следовательно, гипотеза о том, что успеваемость ученика в школе, или студента в Высшем Учебном Заведении напрямую зависит от интереса к получаемой им информации, получает свое практическое подтверждение.

Выводы

Для успешного проведения описанного эксперимента ставились определенные задачи, посредством которых можно было достичь определенных результатов. Благодаря проделанной на каждом этапе работы и решения каждой из задач в итоге эксперимента был достигнут определенный результат, позволивший дать ответы на возникшие вопросы и сделать необходимые выводы.

После проведения двух экспериментов по теме исследования появились практические доказательства той теории, которая рассматривалась в первой главе. Благодаря данным, полученным в экспериментах, стали более понятны некоторые механизмы влияния интереса на запоминание информации, прояснились некоторые моменты, казавшиеся непонятными в теоретических работах, рассматриваемых в первой главе.

Другое по теме:

Психологические характеристики внимания
Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов [10]. Внимание обычно не считают особым психическим процессом, как восприятие, память, мыш ...

Развод: влияние на ребенка.
Образец жизни, образец общения, отношения к миру – это самое главное, что дает ребенку семья. Семья удовлетворяет самые главные психологические потребности ребенка – в безопасности, в общении, в любви. Несмотря на то, что для взрослых развод – это не редко болезненное, малоприятное, порой, драматическое переживание, тем не менее, они идут на него из лучших побуждений и по собственной воле, при э ...

Теоретические концепции о механизмах, природе агрессии и ее причинах
Анализ работ, посвященных исследованию агрессивных проявлений в поведении человека закономерно начать с инстинктивистских биологических теорий предшествующих психоанализу. Этология и физиологические теории Близки к фрейдовскому пониманию агрессии взгляды основоположника этологии К.Лоренса (K.Lorens, 1963). По его мнению в организме человека, как и животных, постоянно накапливается особого рода ...