Психическая депривация и ее виды
Страница 5

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Психическая депривация и ее виды

Страдает также скорость и правильность восприятия. При слабовидении изменяется процесс образования образа опознания признаков формы, размера и цвета. В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам. Постоянное использование слепыми слуха в пространственной ориентировке приводит к повышению как абсолютной, так и тактильной чувствительности. Развитой фонематический слух у слепых детей, как и у зрячих, является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой. Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих. В процессе учебы или работы слепой больше использует тактильную чувствительность. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено в пальцах рук, что связано с обучением рельефно-точечного шрифта Брайля. Память. Процесс заучивания, как бессмысленных слов, так и слов стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих. Для слепых и слабовидящих характерно также недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Зрительные предметные представления у лиц с нарушением зрения скорее, чем у нормально видящих, теряют дифференцированность, становятся схематичными и фрагментарными. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти оказывается высоким. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию. Неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования – характерны также и для воспроизведения. У слепых наблюдается явление реминисценции – когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшее непосредственно за восприятием, что связано с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов. Речь. Л.С. Волковой показано, что у детей с нарушением зрения наиболее типичными являются системные недоразвития речи. Это непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов усвоенных на чисто вербальной основе, эхолалии, отсутствие развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений. Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессе становления личности. Слабо используются невербальные средства общения – мимика, пантомимика. Мышление. Стадии конкретно-понятийного мышления, свойственных учащимся начальных классов, к абстрактно-понятийному. Образование новой структуры – формально-логических операций и перестройка интеллектуальной деятельности у слабовидящих происходит в течение более длительного времени и завершается лишь к 16-17 годам. Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. В области чувственного познания сокращение зрительных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения.

Своеобразие мышления: 1. вербализм понятий (всё должно проходить через руки); 2. дивергенция понятий. Понятие состоит из 2-ух частей: образная и логическая. При дивергенции происходит расхождении образной и логической, при преобладании логической.

Неблагополучием малейшие затруднения вызывает у них панику и стресс. В настоящее время процесс соц. Адаптации инвалидов затруднен: удовлетворенности жизнью у инвалидов низка; самооценка также имеет отрицательную динамику; существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими; эмоц. Состояние инвалидов хар-ся тревожностью и неувенностью в бедующем, пессимизмом. Одним из наиболее важных и в тоже время проблемных вопросов в жизни людей с ОВ является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение д. включать в себя 2 принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалификационной помощи со стороны соцработника с цель обоснованного и адекватного выбора профессии. Особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценки своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях в которых индивидуальные качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у чел. С ОВ умение осознано и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации. оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития -- симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации. Определение обоих уровней развития -- актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития -- составляют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Слуховой путь человека
В психологии существует такой термин как "СЛУХОВОЙ ПУТЬ" ("Царственный путь"). Это путь от начала звука до результата, который достигается раздражением одного или нескольких нервных центров мозга. Каждое слово, музыкальное произведение или просто звук имеют свои слуховые пути. Например, скрип дверей или звук трения песка о стекло имеет известный слуховой путь. Результат его ...

Экспериментальное исследование взаимоотношений с матерью и агрессивного поведения подростков. Описание методов и методик исследования
Цель исследования: выявить взаимосвязь отношений подростков с матерью и агрессивности в подростковом возрасте. Гипотеза исследования: можно предположить, что специфика отношений матери влияет на агрессивность подростка: гиперпротекция является условием физической агрессии, потворствование – вербальной агрессии, эмоциональное отвержение – условием обиды. Задачи исследования: 1. Исследовать про ...

Суваг аппараты
В верботональном методе используются следующие аппараты: СУВАГ I, СУВАГ II, СУВАГ –лингва для работы в классе, СУВАГ – лингва для индивидуальной работы и слуховой аппарат Мини – СУВАГ. Функционирование аппаратов и их характеристики описаны ниже. СУВАГ I аппарат используется ежедневно для индивидуальных занятий и для работы в классе, для 610ти детей с нарушением слуха. Преподаватель выбирает, ...