Психическая депривация и ее виды
Страница 5

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Психическая депривация и ее виды

Страдает также скорость и правильность восприятия. При слабовидении изменяется процесс образования образа опознания признаков формы, размера и цвета. В структуре образа объекта внешнего мира слепого и слабовидящего значительное и важное место отводится слуху и слуховым характеристикам. Постоянное использование слепыми слуха в пространственной ориентировке приводит к повышению как абсолютной, так и тактильной чувствительности. Развитой фонематический слух у слепых детей, как и у зрячих, является основой и предпосылкой успешного овладения грамотой. Осязание у слепых вовлекается в более активную деятельность, чем у зрячих. В процессе учебы или работы слепой больше использует тактильную чувствительность. Наибольшее повышение чувствительности обнаружено в пальцах рук, что связано с обучением рельефно-точечного шрифта Брайля. Память. Процесс заучивания, как бессмысленных слов, так и слов стихотворений у слепых осуществляется быстрее, чем у зрячих. Для слепых и слабовидящих характерно также недостаточное осмысление запоминаемого материала. Трудности классификации, сравнения, анализа и синтеза, связанные с нечетко воспринимаемыми качествами объектов, трудностями дифференцирования существенных и несущественных качеств, приводят к недостаточности логической памяти. Зрительные предметные представления у лиц с нарушением зрения скорее, чем у нормально видящих, теряют дифференцированность, становятся схематичными и фрагментарными. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти оказывается высоким. Образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к угасанию. Неполнота, фрагментарность восприятия образов и замедленность их формирования – характерны также и для воспроизведения. У слепых наблюдается явление реминисценции – когда последующее повторное воспроизведение оказывается более точным, чем первое, следовавшее непосредственно за восприятием, что связано с большей инертностью протекания процессов возбуждения и преобладанием тормозных процессов. Речь. Л.С. Волковой показано, что у детей с нарушением зрения наиболее типичными являются системные недоразвития речи. Это непонимание смысловой стороны слова, которое не соотносится с чувственным образом предмета, использование слов усвоенных на чисто вербальной основе, эхолалии, отсутствие развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений. Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессе становления личности. Слабо используются невербальные средства общения – мимика, пантомимика. Мышление. Стадии конкретно-понятийного мышления, свойственных учащимся начальных классов, к абстрактно-понятийному. Образование новой структуры – формально-логических операций и перестройка интеллектуальной деятельности у слабовидящих происходит в течение более длительного времени и завершается лишь к 16-17 годам. Слепота и глубокие нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности. В области чувственного познания сокращение зрительных ощущений ограничивает возможности формирования образов памяти и воображения.

Своеобразие мышления: 1. вербализм понятий (всё должно проходить через руки); 2. дивергенция понятий. Понятие состоит из 2-ух частей: образная и логическая. При дивергенции происходит расхождении образной и логической, при преобладании логической.

Неблагополучием малейшие затруднения вызывает у них панику и стресс. В настоящее время процесс соц. Адаптации инвалидов затруднен: удовлетворенности жизнью у инвалидов низка; самооценка также имеет отрицательную динамику; существенные проблемы встают перед инвалидами в области взаимоотношений с окружающими; эмоц. Состояние инвалидов хар-ся тревожностью и неувенностью в бедующем, пессимизмом. Одним из наиболее важных и в тоже время проблемных вопросов в жизни людей с ОВ является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение д. включать в себя 2 принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалификационной помощи со стороны соцработника с цель обоснованного и адекватного выбора профессии. Особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценки своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях в которых индивидуальные качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у чел. С ОВ умение осознано и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации. оптимальных сроках обучения, причем это особенно важно как для массы детей, так и для каждого отдельного ребенка. Зона ближайшего развития -- симптом, критерий в диагностике умственного развития ребенка. Отражая область еще не созревших, но уже созревающих процессов, зона ближайшего развития дает представление о внутреннем состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет сделать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации. Определение обоих уровней развития -- актуального и потенциального, а также одновременно и зоны ближайшего развития -- составляют вместе то, что Л. С. Выготский называл нормативной возрастной диагностикой в отличие от симптоматической диагностики, опирающейся лишь на внешние признаки развития. Важным следствием этой идеи можно считать и то, что зона ближайшего развития может быть использована как показатель индивидуальных различий детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Конфликты в семье
Семейные конфликты являются одной из самых распространен­ных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным поводам.[5] Уникальность семейных отношений обусловливает не только спе­цифику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и осо­бым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее чл ...

Суицидальная активность в связи с детско-родительскими отношениями. Определение детско-родительских отношений
Детско-родительские отношения – «это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку, а также ребенка по отношению к родителям, особенностей восприятия, понимания характера личности и поступков друг друга» [31]. Конфликт (проблема отцов и детей) между поколениями вполне нормален и неизбежен, т.к. причина тому различие поколения. И эта различие не несет ни зла ни добра, и, следоват ...

Развитие познавательных процессов дошкольников в различных формах деятельности
Помимо сюжетно-ролевой игры, которая является главной и ведущей деятельностью дошкольника, существуют другие виды игр, среди которых обычно выделяют «режиссерские игры», «игры-драматизации» и «игры с правилами» (подвижные и настольные). Режиссерская игра очень близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что ребенок действует не с другими людьми (взрослыми или сверстниками), а с игрушкам ...