Психическая депривация и ее виды
Страница 1

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Психическая депривация и ее виды

Если обратиться к определению депривации, то ее можно рассмотреть как неудовлетворенную потребность, происходящую в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения.

Выделяют несколько типов депривации:

сенсорная - заключается в устранении сенсорных импульсов. Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду; двигательная; /социальная/

Виды депривации:

Социальная депривация – недостаточность социальных отношений, взаимодействия с окружающими людьми и окружением в целом. Недостаточность активного взаимодействия с людьми в областях речевой, социальной, перцептивной и моторной активности, которая вызвана действием или бездействием родителей.

Лишение общения с близким взрослым, таким как мать, вызывает особый вид депривации – материнскую депривацию. Определить понятие «материнская депривация» довольно сложно, поскольку оно обобщает целый ряд различных явлений. Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью, и наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери. Недостаток родительской любви и ласки определяют психологические проблемы таких детей. Этот фактор накладывает отпечаток на весь дальнейший период формирования личности. Эмоциональная депривация. Нарушение эмоциональной связи ребенка с матерью является главной причиной эмоциональной депривации. Прекращение эмоционального воздействия с матерью порождает у него первичную тревогу, которая с течением

важные ф-ции:

освобождает от страха

помогает отстаивать свои интересы

защищает от внешней угрозы

способствует адаптации.

Важны для детей не сами агрессивные проявления, а их рез-тат и неправильная р-ция окружающих.

1.Социально-педагогическая запущенность, когда ребенок, подросток ведет себя неправильно в силу своей невоспитанности, отсутствия у него необходимых позитивных знаний, умений, навыков или в силу испорченности неправильным воспитанием, сформированностью у него негативных стереотипов поведения;

2.Глубокий психический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.;

3.Отколенения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастными кризами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства. К этой категории причин относятся психические особенности детей: акцентуации характера, психопатии. Как правило, диагноз психопатии не ставится в детском возрасте, это состояния называют психопатическими синдромами, которые приводят к выраженным нарушениям поведения.

4.Отсутствие условий для самовыражения, разумного проявления внешней и внутренней активности; незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;

5.Безнадзорность, отрицательное влияние окружающей среды и развивающаяся на этой основе социально-психологическая дезадаптация, смещение социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.

Поведение детей и подростков определяется тем, что из себя представляют особенности его психики. Личность играет составляющую роль. Личность - это динамическая организация в индивиде тех психофизических систем, которые определяют ее целостное приспособление к ее окружению. Личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних психических условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Существует две классификации типов: первая предложена К. Леонгардом, вторая – Личко А.Е. Классификация Личко отличается специфичностью для подросткового возраста и охватывает как психопатии, т.е. патологические аномалии личности, так и акцентуации, т. е. варианты нормы. Для понимания причин нарушения поведения подростков крайне важным является знание особенностей разных типов акцентуаций характера. Акцентуация - это, в сущности, индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большой выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Виды памяти.
Человека окружает огромное количество информации, которую нужно каждую секунду обрабатывать и сохранять каким-либо образом. Она поступает к человеку посредством зрения, слуха, осязания и т.д. Но не всегда получается полностью и внимательно рассмотреть объект, поэтому память разделяется на виды. Существуют различные подходы к классификации видов памяти, но в основных чертах они сходятся. В больши ...

Познавательное развитие дошкольника. Ощущение, восприятие, память
В младшем дошкольном возрасте познавательное развитие продолжается по трем основным направлениям: расширяются и качественно изменяются способы ориентировки ребенка в окружающем, возникают новые средства ориентировки, содержательно обогащаются представления и знания ребенка о мире [1, с. 85]. В возрасте от трех до пяти лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и во ...

Психологическая мысль в средние века
Крушение античной цивилизации Древнегреческая цивилизация разрушилась в результате нараставшей социальноэкономической деградации общества которое ее породило. Была утрачена большая часть достигнутых знаний. Вначале исчезла потребность читать книги. Вскоре никто уже не мог их и понять. Их сжигали, чтобы нагреть воду в общественных банях, или уничтожали другими способами. Жестокие удары по античн ...