Исследование взаимосвязи локуса контроля личности со стрессоустойчивостью. Методы и процедура исследования

Психология » Изменение уровня нервно-психической устойчивости человека в зависимости от направленности локуса контроля » Исследование взаимосвязи локуса контроля личности со стрессоустойчивостью. Методы и процедура исследования

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анкетирование, тестирование с использованием различных методик, позволяющих определить типы направленности локуса контроля, личностные особенности людей, принадлежащих к тому или иному типу и уровень их стрессоустойчивости.

Для исследования типов локуса контроля была использована «Шкала И-Э» Дж. Роттера. Тест содержит 29 вопросов [10].

Методика позволяет определить направленность локуса контроля по двум шкалам: «экстернальность» и «интернальность».

Общая и максимальная сумма баллов по интернальности и экстериальности составляет 23, поскольку 6 из 29 вопросов являются фоновыми. О направленности локуса контроля следует судить по относительному превышению результатов одного измерения над другим.

Для исследования уровня стрессоустойчивости была использована «Методика определения нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе «Прогноз». Методика разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для выявления нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации человека в стрессовых ситуациях. Опросник содержит 84 вопроса [7].

Результат анкетирования определяется по десятибалльной шкале, на основании которой выноситься заключение о группе нервно-психической устойчивости. Выделено четыре такие группы:

высокая нервно-психическая устойчивость;

хорошая нервно-психическая устойчивость;

удовлетворительная нервно-психическая устойчивость;

неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость.

Исследование включало в себя 3 этапа:

1. Изучение направленности локуса контроля у людей, принявших участие в исследовании.

2. Изучение уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у тех же людей .

3. Изучение взаимосвязи направленности локуса контроля и уровня НПУ.

Другое по теме:

Психологические условия успеха на переговорах
Существует ряд психологических условий, которые повышают шансы на успех при решении проблемы посредством диалога. 1. Решающее влияние на успешность переговоров оказывает личностный фактор. Хотя некоторые специалисты считают, что личностные особенности участников незначительно влияют на результативность переговоров (В. Уинхэм), большинство ученых придерживается иной точки зрения. Основываясь на ...

Восприятие и понимание учениками педагогов
Детям важно, чтобы их любили, чтобы к ним хорошо относились, жалели, были к ним внимательны, не очень кричали, хорошо объясняли, читали и интересно рассказывали, помогали на продленке. Они совсем не выносят такой «строгости», которой они пугаются, и уж совсем не выносят крика, оскорблений и злобы в их адрес. Начальная школа для детей очень сложна в плане адаптации к новым условиям, правилам и тр ...

Характер и темперамент
Какова связь темперамента с характером? Характер че­ловека — это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индиви­дуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном тем­пераменте одни черты приобретаются легче, другие труд­нее. Например, организованно ...