Ролевое поведение как механизм социализации. Эксперимент Ф.Зимбардо

Психология » Социализация личности » Ролевое поведение как механизм социализации. Эксперимент Ф.Зимбардо

В качестве одного из механизмов социализации в интеракционистском направлении социальной психологии рассматривается роль. Т.Шибутани (7) дает определение роли как предписанного шаблона поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации, если известна позиция, занимаемая им в совместной действии. Роль - это шаблон определенных прав и обязанностей. Обязанность – это то, что человек чувствует вынужденным делать, исходя из той роли, которую он играет; другие люди ожидают и требуют, чтобы он поступал определенным образом.

Играние роли заключается в том, чтобы исполнять обязанности, которые налагаются ролью, и осуществлять свои права по отношению к другим. Каждый человек имеет некоторое представление о том, что составляет подобающую линию поведения как для него самого, так и для других. Освоение ролей происходит в группах, где люди учатся друг у друга, наблюдая ролевое поведение окружающих.

Стенфордский тюремный эксперимент Ф.Зимбардо показал, что некоторые ситуации могут оказать сильное влияние на людей, заставляя их вести себя так, как они бы не могли вести, предсказывая заранее.

Власть ситуации влечет неопределенность ролевых границ, авторитарное и институциализированное (заданное социальным институтом) разрешение вести себя в заданном направлении или не проявлять традиционно неодобрительные способы реагирования.

В ролевой игре, даже когда авторитет является искусственным, временным и ограниченным ситуацией, он все равно может оказывать сильное влияние на индивида. Личностные установки, ценности и мнения под влиянием исполняемой роли могут существенно меняться.

Другое по теме:

Эмпирическое исследование взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подростков. Этапы проведения эмпирического исследования взаимосвязи способности к прогнозированию и агрессии у подрос
Проведение эмпирического исследования включает в себя ряд этапов: определение методов и методик исследования, нахождение переменных, выявление уровней агрессии и способности к прогнозированию у подростков, установление взаимосвязи способности к прогнозированию с агрессией у подростков и анализ результатов исследования. Определение методов и методик исследования. Данный этап имеет своей целью т ...

Особенности детского психоанализа (А. Фрейд, М. Кляйн)
Детские психоаналитики стали первыми понимать и описывать внутренние движения души ребенка, особенности диадных отношений матери и ребенка, формирования его самооценки как носителя различных ролей, в том числе половой. В качестве движущих сил развития психики и организма они признавали не только и не столько биологические факторы, сколько объектные отношения ребенка со значимыми взрослыми. Изуче ...

Необходимые условия для развития личности ребенка
Американский психотерапевт Жан Ледлофф ввела термин «врожденные ожидания». Она пишет: «Рождаясь, человек уже содержит в себе некоторые ожидания и готов к развитию в определенных направлениях, соответствующих именно этим ожиданиям. Ожидания проявляются в самом строении человеческого тела. Можно сказать, что легкие ожидают кислорода, глаза – это ожидание света, уши – ожидание звуковых волн, включ ...