Психическая депривация и ее виды
Страница 4

Психология » Отклонения в психофизическом развитии » Психическая депривация и ее виды

Определение. «Умственная отсталость» - термин, который в настоящее время рекомендован международной классификацией (МКБ-10). Умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.

Исаев Д.Н. дает следующее определение умственной отсталости как психическое недоразвитие. Психическое недоразвитие - это совокупность этиологически различных наследственных, врожденных или рано приобретенных стойких непрогрессирующих синдромов общей психической отсталости, проявляющихся в затруднении социальной адаптации главным образом из-за преобладающего интеллектуально дефицита.

Дизонтогенез – нарушенное развитие организма. Рассмотрим причины возникновения умственной отсталости.

Все причинные факторы условно можно разделить на две группы:

Эндогенные (внутренние), чаще всего наследственные; Экзогенные (внешние), врожденные или рано приобретенные (до возраста 3 лет). К эндогенным причинам (внутренним), мы относим – изменения наследственных структур, то есть мутации. Мутации бывают:

генные – изменение внутренней структуры генов;

хромосомные – изменение структуры хромосом;

геномные – изменение количества хромосом.

Мутации происходят под влиянием физических воздействий (ионизирующая радиация, электромагнитные излучения и т.д.), под воздействием химических веществ (инсектициды, фунгициды, гербициды, ароматические углеводороды и т.д.). Опасно также действие некоторых биологических факторов (вирусов гепатита, гриппа, краснухи, кори, ветряной оспы, свинки и т.д.). Помимо этого, для появления мутаций имеет значение возраст родителей и семейное предрасположение, что может быть связано с нарушением генетического управления делением клеток. Эндокринные заболевания и метаболические дефекты. Диабет матери может быть причиной отставания в умственном развитии ее ребенка.

Перезревание половых клеток. Это понятие включает комплекс изменений в яйцеклетках и сперматозоидах, происшедших от момента их полного созревания до момента образования зиготы. Эти изменения могут быть связаны, в частности, с увеличением срока между овуляцией и оплодотворением, гормональными

Связи между онтогенезом и микрогенезом носят двойственный характер – микрогенез подготавливает возрастные изменения, а онтогенез, в свою очередь, предоставляет новые возможности его развития. Актуальное функционирование возрастного генезе страдает первично, а замедление темпа возрастного развития выступает как следствие, в форме вторичного нарушения. Дальнейшие причинно-следственные отношения меняются местами, замедление темпов возрастного развития не минуемо окажут обратное негативное влияние на характеристику микрогенеза. Момент начала действия патогенного фактора и начала активного проявления того или иного расстройства не всегда совпадают во времени. Процесс же онтогенеза реализуется за счет переструктурирования этих связей, и, стало быть, нарушение возрастного развития психики следует относить к явлениям третичного порядка. Спонтанное и направленное развитие. Последнее представляет собой возникновение позитивных изменений под влияние обучения. Эти изменения заранее планируемы и ожидаемы. Полученные в результате новообразования в психологии традиционно обозначаются термином функциональный генез. Он оказывает конструктивное воздействие на характеристики микрогенеза и тем самым на динамику онтогенеза. При любой форме нарушенного развития функциональный генез остается, как правило, наиболее сохранной его стороной. Именно поэтому любая коррекционная работа опирается именно на него. Спонтанное развитие по своей сути является процессом самонаучения путем подражания, таким является устная речь, усваивается ребенком путем подобного самонаучения. Значение спонтанного и направленного развития в разные периоды жизни неодинаковы. На ранних стадиях онтогенеза доминируют элементы самонаучения. Позже на передний план выходит направленное развитие. Следует особо подчеркнуть, что перспективной задачей любого обучения является создание предпосылок для будущего спонтанного развития личности. Серьезное нарушение прежде всего сказывается на характеристиках спонтанного развития. В сравнении с ним направленное развитие всегда остается более сохранным. Именно поэтому существенно возрастает роль обучения детей с различными расстройствами. В случае же распада в первую очередь негативному воздействию подвергается уже направленное развитие как способность к сознательному усвоению новых знаний. В этом может состоять одно из принципиальных различий между феноменами распада и нарушенного развития. Значимую роль обучения для особого ребенка, Выг. Указывал на то, что один и то же недостаток этого процесса в отношении нормальных и проблемных детей может приводить к разным по тяжести последствиям для их развития. Нормального ребенка недостатки в обучении могут выполнены за счет спонтанного развития. Возможности же у детей с отклонениями значительно ограничены. Возможность их обучения связана не только с тем, что этот процесс сопряжен с исправлением тех или иных нарушений, но и с тем, что обучение как фактор развития всегда ориентировано на выявление зоны ближайшего развития. В реализации психогенеза принимают участие биологические и социальные факторы. Они могут иметь как положительное, так и отрицательное значение (могут сочетаться) в процессе психического развития. Указанное сочетание конструктивных и деструктивных свойств биологического и социального с очевидностью создают разные по степени неблагоприятности условий для развития. Еще один фактор – устойчивость - неустойчивость «-», «+» ролей биологического и социального.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Структурно-деятельностные и психофизиологические основания мышления.
Мышление является не только высшим познавательным, но и высшим психическим феноменом вообще, конкретно выступающим в качестве фактора разрешения противоречия между тем, что человеку дано, и тем, что он должен в данном случае достигнуть, так как то, что дано, и то, что надо достигнуть, как правило, не совпадают. Такие ситуации принято называть проблемными. Будучи осмысленными, проблемные ситуации ...

Простой категорический силлогизм и его структура
Итак, дедукция - это рассуждение, опирающееся на закономерное общее положение, и от него переходящее к тем или иным конкретным случаям приложения общего. Понимается дедукция и как логически правильный вывод из уже имеющегося знания, из уже имею­щихся мыслей; как получение новой мысли из нескольких данных, в которых эта выводная мысль в явном виде не формулируется, а получается как новое сочетани ...

Управление конфликтами в организации
Психологами разработаны некоторые общие рекомендации по управлению конфликтами. 1. Знать, как развивается конфликт. Обычно он проходит несколько этапов: а) возникновение разногласий; б) возрастание напряженности в отношениях; в) осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из ее участников; г) собственно конфликтное взаимодействие, использование раз­личных межличностных стилей разрешени ...