Вильгельм Райх
Страница 1

Как и многие другие выдающиеся психотерапевты, в последствии основавшие свои школы, Вильгельм Райх начинал свой психотерапевтический труд в русле фрейдовского психоанализа [22, C.13]. По своему духу он в значительной степени сохранил приверженность идеям З.Фрейда, и считал, что его выводы не противоречат исконному психоанализу, но дают ему прочную естественнонаучную основу. Однако ортодоксальные психоаналитики оказались другого мнения [21, С.5].

Райху удалось соединить психоаналитическую технику с терапевтической работой на уровне тела, что привило к созданию нового психотерапевтического метода - телесноориентированной психотерапии.

Рассмотрим основные воззрения В.Райха, обосновывающие телесно ориентированную психотерапию.

1. Живой организм обладает особой биологической энергией. Эта энергия может накапливаться и расходоваться организмом, её движение соответствует вегетативным возбуждениям [22, C289]. Изначальными формами таких возбуждений являются удовольствие и страх [22, C.286]. Удовольствие рассматривается как движение энергии изнутри наружу, а страх, как движение в обратном направлении. Характер регулирования этой энергии индивидом составляет понятие "сексуальной экономики", так как данная энергия – энергия сексуальная [22, C.287].

2. Основным регулятором энергетического баланса является оргастическая разрядка [22, C.287]. Чтобы достичь оргастической разрядки человек должен обладать оргастической потенцией – то есть способностью "без какого- либо торможения предаться потоку биологической энергии, способность к разрядке застоявшегося сексуального возбуждения с помощью непроизвольной телесной конвульсии, вызывающей наслаждение" [22, C.84]. "Непроизвольная биогенетическая конвульсия всего организма и полный спад возбуждения являются важнейшими признаками оргастической потенции. Существуют частичные разрядки напряжения, подобные оргазму. До сих пор их принимали за разрядку как таковую" [22, C.88].

3. Душевные заболевания представляют собой нарушения биоэнергетического бюджета, и проявляющиеся как на душевном, так и на телесном уровне. "В их основе – отклонения от движения биологической энергии, соответствующего законам природы". Психика и тело оказываются неразделимо связанными [22, C.287]. Так, конфликты детства, с одной стороны фиксируются в характере – специфическом способе защиты от вегетативных импульсов и угроз внешнего мира, с другой, на уровне тела, проявляясь в мышечных зажимах [22, C.228-229]. Мышечные зажимы формируют мышечный панцирь, соответствующий панцирю характера, и подразделяющийся на 7 сегментов [21, С.213-218]. Одним из важнейших моментов формирования панцирей является прививаемый воспитанием страх перед удовольствием – то есть сексуальностью и оргазмом [22, C.270-271]. В результате человек утрачивает способность к оргазмической разрядке [22, C.90-93]. В.Райх, в зависимости от способности к переживанию оргазма, выделяет индивидов двух основных типов характера – генитального и невротического. Первые, в отличие от вторых, обладают главенством генитальной зоны над другими эрогенными зонами, способностью к полноте оргазмических переживаний, большой самостоятельностью и независимостью от мнения окружающих, естественностью поведения и сексуального саморегулирования, гибкостью характера и ещё рядом ценных человеческих качеств. Представители невротических характеров отличаются неразвитостью генитальной зоны ,неспособностью к оргазмической разрядке и другими качествами являющими противоположность генитальным [22, C.132-148]. Отсюда мораль - развивайте генитальный характер! Застой сексуального возбуждения и блокировка естественных жизненных движений организма в результате телесных зажимов создают основу различных психических и соматических заболеваний [22, C.90-93, C.274-278].

4. Работа, направленная на ликвидацию зажимов на телесном уровне, способна вести к восстановлению способности к оргастической разрядке и исцелению на психическом уровне [22, C.228-278].

В.Райх сделал вывод , что "культурный человек нашей эпохи представляет собой существо с трехслойной структурой. На поверхности он носит искусственную маску самообладания, принудительной, неискренней вежливости и общительности. Под этой маской он скрывает второй слой, фрейдовское "подсознательное", в котором сдерживаются садизм, жадность, сладострастие, зависть, извращения всякого рода и т.д. Этот второй слой является искусственным продуктом культуры, отрицающей сексуальность, и сознательно ощущается в большинстве случаев только как внутренняя пустота и тоска. За ним, в глубине, живут и проявляются естественная общительность и сексуальность, стихийная радость труда, способность любить. Этот третий и последний слой, представляющий собой биологическое ядро структуры человеческого характера, не осознаёт и не вызывает страх. Само его существование противоречит авторитарному воспитанию и господству. Он является в то же время единственной реальной надеждой на то, что человек однажды справиться с общественным убожеством" [22, C.182).

Страницы: 1 2

Другое по теме:

Обратная связь как элемент межличностного общения
«В контексте социально-психологического тренинга в форме группы самоанализа проблема усвоения, традиционная для процесса обучения, по существу преобразуется, во-первых, в проблему получения участником сведений о том, как он воспринят в различных ситуациях группового взаимодействия, а во-вторых, в проблему принятия этих сведений» [35, 153]. Как показывает опыт повседневного общения, знания, полу ...

Регрессионное исчисление
Регрессионное исчисление - это метод математической статистики, позволяющий свести частные, разрозненные данные к некоторому линейному графику, приблизительно отражающему их внутреннюю взаимосвязь, и получить возможность по значению одной из переменных приблизительно оценивать вероятное значение другой переменной (7). Графическое выражение регрессионного уравнения называют линией регрессии. Лин ...

Античная психология
Некогда студенты шутили, советуя на экзамене по любому предмету на вопрос о том, кто его впервые изучал, смело отвечать: “Аристотель”. Этот древнегреческий философ и естествоиспытатель заложил первые камни в основание многих дисциплин. Его по праву следует считать также отцом психологии как науки. Им был написан первый курс общей психологии “О душе”. Сначала он изложил историю вопроса, мнения св ...