Глухие и слабослышащие, их характеристикаСтраница 1
Нарушения слуха могут вызваться различными заболеваниями детей, среди них менингит, энцефалит, корь, скарлатина, отит, грипп и его последствия. Если поражено внутренне ухо и стволовая часть слухового нерва, в большинстве случаев наступает глухота, поражение же среднего уха чаще ведет к частичной потере слуха. Также нарушения слуха могут возникнуть в результате врожденной деформации слуховых косточек, атрофии или недоразвития слухового нерва, хим. Отравлений, родовых травм, механическая травма. Большое значение имеют наследственные факторы. Также причинами могут служить алкоголизм родителей.
Классификация: основой являются степень потери слуха, уровень развития речи.
Глухие (неслышащие) – нет возможности естественного восприятия речи и самостоятельного овладения ею, накопления ре6чевого запаса при помощи остаточного слуха.
Ранооглохшие – дети, родившиеся с нарушенным слухом, либо потерявшие слух до начала речевого развития или на ранних его этапах, обычно сохраняются остатки слуха, позволяющие воспринимать сильные резкие звуки.
Позднооглохшие – дети, сохранившие в той или иной мере речь, потерявшие слух, когда она была уже сформирована.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие, но с сохранной способностью к самостоятельному восприятию речи. Степени тугоухости: легкая; умеренная; значительная; тяжелая.
Нарушение слух. Функции накладывает определенный отпечаток на развитие Л. Неслышащего, ставит его в специфические условия существования в соц. Среде, сужает круг общения, ограничивает диапазон соц. Связей, возникает своеобразие су4бъективных отношений человека с недостатками слух. Функции к окружающему миру и к самому себе. в результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, кот. Располагает неслышащий ребенок по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления личности неслышащего. Многие эмоц. Состояния, соц.-нравственные чувства остаются совсем незнакомыми глухим школьникам до среднего шк. Возраста. В процессе коррекционно-развивающей работы с неслышащими детьми происходит совершенствование понимания эмоц. состояний и чувств человека. В процессе развития способностей глухих детей обнаруживаются большие инд. Различия в уровне и характере развития интелл. Способностей, а также в формировании спец. Способностей к разл. Видам конкретной деятельности. При формировании речевых способностей у глухих детей обнаруживается стремление общаться устной речью, осознание ее значимости для соц.-психол. адаптации в мире слышащих.
Объем внимания, развитие его устойчивости у детей с нарушением слуха формируется в более медленном темпе, чем у слышащих сверстников.
Для развития всей познавательной сферы неслышащих детей, в том числе и внимания, огромное значение имеет развитие речи, с помощью которой формируется произвольное внимание детей.
Наблюдение: поведение детей с отклонением в развитии часто характериз. большей степенью психологической непрозрачности, непонятности со стороны внешнего наблюдателя. Процесс наблюдения в СП проводится более тщательно и длительно, дополняется анамнестическим методом. Классификация методов исследования (Ананьев) организационные методы: сравнительный (поперечных срезов)-сопоставление различных групп испытуемых + м. быстро получить статестически достоверные данные о возрастных различиях психических процессов, - данные усредняются без учета индивидуальных особенностей, не вскрываются сам процесс развития его природа и движущие силы; лонгитюдный(длительный, много методик)-многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного периода времени м.б. выборочное-какой-либо психический процесс, м.б. комплексное-психологическое развитие ребенка в целом. + устанавливаются качественные особенности развития психических процессов и личности ребёнка и выявляют их причины, - опасно распространять данные исследования на всех детей м.б. преувеличена роль индивидуальных различий; комплексный участвуют представители разных наук. Один объект изучают разными средствами. + возможность установления связей и зависимостей между явлениями разного рода. Эмпирические методы: наблюдение и самонаблюдение; эксперимент (индивидуальный и групповой, констатирующий и формирующий, лабораторный и естественный); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью, беседа); анализ процессов и продуктов деятельности; биологические. Методы обработки данных: количественный (статистический); качественный (дифференциация материала по группам, вариантам. анализ). Интерпретационные методы: генетический (вертикальные связи между уровнями. Анализ материала в характеристиках развития, с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов); структурный (устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми характеристиками личности).
Другое по теме:
Ступени психотерапии
1. Создание устойчивых доброжелательных отношений и установление конструктивных рабочих отношений между пациентом и психотерапевтом как прочный фундамент всего процесса психотерапии.
2. Изложение проблемы пациентом, включая его "субъективную теорию болезни".
3. Анализ проблемы с учетом существующих в настоящее время условий, истории жизни пациента и функционального значения проблемы. ...
Виды простого категорического силлогизма
В зависимости от занимаемого средним термином места в посылках различают четыре фигуры простого категорического силлогизма. Условимся на будущее для простоты ориентации в умозаключениях всегда большую посылку ставить на первое моего, или записывать ее перед меньшей.
Умозаключение, в посылках которого средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылке, называет ...
Потребности самоактуализации.
Маслоу охарактеризовал самоактуализацию как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала. Но, по Мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие лю ...