Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте. Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии
Страница 6

Психология » Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте » Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте. Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии

2. темп развития мыслительных процессов, определяемый минимальным числом упражнений, необходимых для обобщения принципа решения;

3. быстрота – скорость протекания мыслительных процессов;

4. самостоятельность – умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его своими силами;

5. экономичность мышления, определяемая числом логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность;

6. широта ума – умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики;

7. глубина – умение вникать в сущность , вскрывать причины явлений, предвидеть последствия;

8. последовательность мысли - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса;

9. критичность – качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны (также важно для составления верного прогноза), доказывать истинность выдвигаемых положений.

Вместе с тем следует отметить, что большинство так называемых качеств ума относится не столько к характеристикам продуктивности собственно мыслительной деятельности, сколько к свойствам личности более высокого уровня, обусловливающим продуктивность познавательной деятельности и деятельности человека в целом [59].

В нашей работе мы рассматриваем способности к прогнозированию как способности мышления, в особенности словесно логического. Мышление – процесс сознательного отражения действительности в таких ее объективных свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Словесно-логическое мышление функционирует в абстрактной вербальной форме и осуществляется при помощи логических операций с понятиями [52].

Наше мышление во многом напоминает научный метод проверки гипотез. Гипотеза – это набор предположений о природе мироздания; обычно это предположения о связи между двумя или несколькими переменными [17]. Чтобы понять окружающий нас мир, мы накапливаем наблюдения, формируем предположения, составляем прогноз своих действий и их результатов, а затем методом наблюдения проверяем, подтверждаются они или нет.

У человека существует глубинная потребность понимать происходящие вокруг события. Подобно ученым, мы строим собственные теории, объясняющие причины общественных событий или природных явлений. Цель проверки гипотез заключается в том, чтобы составить прогноз и как можно более точно предсказать события, происходящие в той части мира, с которой мы соприкасаемся. Чтобы действовать с максимальной эффективностью, мы должны уменьшить степень неопределенности в окружающей среде. Один из способов уменьшения неопределенности – это наблюдение за последовательностью событий с целью определения связей между ними, которые можно было бы использовать для прогнозирования. Например, ребенок может узнать, что всякий раз, когда он плачет, приходят взрослые; подросток может выяснить, что родители сердятся, когда он поздно возвращается домой. Все эти связи важны для прогнозирования, поскольку они снижают степень неопределенности окружающей среды и позволяют нам в какой-то степени управлять своей жизнью.

Важно, что в мотивах подростков содержится аргументация и прогнозирование последствий принятого решения, что свидетельствует о значительно более полном осознании процесса мотивации и структуры мотива, а также о большом участии в формировании мотива блока т.н. "внутреннего фильтра". Это снижает импульсивность действий и поступков подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Психологическая характеристика одинокой личности
Одиночество сопровождается некоторыми типичными симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному общению, к установлению с окружающими интимных межличностных отношений типа дружбы или любви. Одинокая личность – это депрессивная, или подавленная, личность, испытывающая помимо прочего дефицит умений и навыков общ ...

Понятие профессионализма
В сочетании с рассмотрением понятия профессионализма, мы рассмотрим также те личностные качества, которые необходимы профессионалу-психологу и которых мы касаемся в нашем исследовании. В последнее десятилетие проблемы профессионализма стали предметом пристального рассмотрения психологической науки (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поваренков и др.), В психологии труда и смежных обла ...

Психологические феномены депрессии
1. Раздражение, вызываемое депрессивным переживанием, заторможенность мышления. Человек, переживающий депрессию может утратить чувство вкуса отдельных блюд. То, что раньше доставляло удовольствие теперь может отталкивать. 2. Измененное восприятие своего тела – тяжесть и оцепенение. Человек воспринимает свое жизненное пространство как сузившееся, собственное тело может восприниматься как пуста ...