Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом
возрасте. Анализ подходов к изучению способности к
прогнозированию в отечественной и зарубежной психологииСтраница 7
Психологи подчеркивают, что мыслительная деятельность старшеклассников характеризуется высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений и прогнозированию собственных действий, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам в процессе обучения осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества [36].
В науке считается доказанным, что в когнитивной области происходят существенные структурные изменения, выражающиеся в переходе от наглядно-образного к абстрактному и формальному мышлению. Путь, который проходит мышление в своем развитии, состоит из трех фаз: комбинаторики, пропозиционных операций и гипотетико-дедуктивных процессов. Этим фазам можно дать следующее описание [34].
Комбинаторика выходит за рамки наблюдаемой и ограниченной действительности и оперирует произвольным числом каких угодно комбинаций. Комбинируя предметы, можно систематически познавать мир, обнаруживать возможные в нем изменения. Не всегда и не у всех старшеклассников это получается одинаково, но принцип такого описания найден и осознан.
Пропозиционные операции (т.е. предложения, суждения, утверждения) образуют логическую систему более богатую и вариабельную, чем конкретные ситуации. Молодые люди впервые обретают способность систематически строить и проверять гипотезы, делать прогнозы на будущее. Становится возможной рефлексия по поводу собственных идей. Мышление начинает подчиняться формальной логике.
Гипотетико-дедуктивные процессы. Старшеклассники выдвигают гипотезы и делают из них выводы, экспериментально проверяют их правильность. Построение гипотезы сходно с формированием идеальных представлений, которые зачастую не поддаются проверке или противоречат фактам.
Одним из конечных результатов процесса обработки информации является решение проблемы. Начинается оно с определения того, что необходимо сделать, - постановка проблемы. Вторым шагом является оценка составляющих проблемы, чтобы определить, какая информация нужна и какие промежуточные задачи приходится решать. На этом этапе, как правило, необходима смысловая реорганизация проблемы и обдумывание ее различных сторон. Третий шаг – это составление перечня вариантов решений и их предварительная оценка, а также прогнозирование воздействий или последствий каждого варианта, чтобы выбрать один, наиболее оптимальный.
Различия между способностью детей и подростков к прогнозированию объясняются характером процессов обработки информации. Подростки способны привлечь больше информации, рассмотреть все возможные связи и отношения между фактами, размышлять об этом логично, выработать различные варианты решения и составить прогноз заранее, еще до принятия окончательного решения и выбора направления действий.
Принятие решения – это сложный процесс, включающий в себя поиск и обработку информации для отыскания допустимых вариантов. Этот процесс включает в себя поиск новаторских и нетрадиционных решений, оценку как надежности источников информации, так и возможных вариантов решения, здесь важную роль играет способность к прогнозированию, т.к. необходимо осознавать, что принятие решения сопряжено с ответственностью за его последствия. Следует вспомнить информацию, которой приходилось пользоваться при принятии аналогичных решений. Необходимо обладать знаниями в соответствующих областях и когнитивными способностями, достаточными для работы с большим объемом информации. Кроме того, надо хотеть справиться с проблемой и стараться разрешить ее, а не избегать принятия решений.
Другое по теме:
Механизм управления неформальными группами.
Механизм управления неформальными группами можно представить в виде определенного набора правил, которых необходимо придерживаться руководителю какой-либо организации. Основными из них являются:1. Признать существование неформальной организации.Одна из самых больших и распространенных трудностей, мешающая эффективному управлению неформальными группами и организациями, - это изначально невысокое м ...
Классификация эмоций
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификаци ...
Тело и его движения. Межличностные отношения. Самосознание
Целями терапии в первой области являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации.
Во второй области танцетерапевт устанавливает базовый уровень коммуникации через использование ритма и прямого физического взаимодействия. Групповой опыт позволяет у ...