Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте. Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии
Страница 2

Психология » Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте » Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте. Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии

Понятие предсказание также характеризует одну из форм опережающего отражения, но эта форма – словесное описание будущего. Этот термин чаще всего используется в отношении тех людей и ситуаций, когда трудно объяснить как, каким способом получен прогноз.

Предвидение может быть отнесено к тем прогнозам, которые опираются на зрение. В психологии широко исследуются предвидения, в основании которых лежат наблюдаемые, видимые явления. Понятие предвидение употребляется в двух смыслах: как близкое к понятию предсказание, когда делается акцент на интуицию, неосознанность получения опережающего знания, как близкое к прогнозированию научное предвидение, когда путь получения прогноза носит целенаправленный характер и осознается.

Знание о будущем составляет основной продукт познавательной прогностической деятельности, а ее цель – получение прогноза. Существует ряд признаков, которые составляют ее сущность как познавательной психической деятельности. [48]

Во-первых, прогнозирование понимается как познавательная деятельность человека. Во-вторых, прогнозирование понимается как познавательная деятельность, которая приводит к знанию будущего при определенных условиях. К последним относятся: создание оснований прогнозирования; преобразование оснований и соотнесение их с конкретными данными о прогнозируемом объекте; форма получения знаний о будущем. В-третьих, прогнозирование определяется как познавательная прогностическая деятельность, результат которой имеет специфику: отражение будущего с учетом вероятности его наступления и различной временной перспективы.

Итак, в качестве существенных признаков прогнозирования выделяются: родовой – познавательная деятельность; видовые – знания о прошлом; преобразование знаний; результат деятельности – прогноз, то есть знание, отражающее специфику будущего, имеющее вероятностный характер.

К настоящему времени наблюдается некоторая неравномерность в рассмотрении различных форм опережающего отражения, приоритеты отдаются изучению научного предвидения и прогнозирования, хотя в практической жизни людей значимыми оказываются не только научные прогнозы, но и предвидения, предчувствия и т.п. [48]

Внутри подросткового возраста принято выделять младший подростковый (10-13лет), или 5-6 классы, и старший подростковый возраст (13-15лет), или 7-8 классы [37].

Первая характеристика подростка – это резкое ухудшение поведения. Это проявляется в негативизме, упрямстве, драчливости, противопоставлении себя учителям и взрослым и т.п. Легко увидеть сходство в поведении подростка и трехлетнего малыша. Все те же упрямство, негативизм, строптивость, своеволие. Там он не хотел ходить за руку с взрослым, желая утвердить право на свое "Я сам", а здесь для него важно признание своего достойного положения в социуме, признание своего "Я" [37].

Другой чертой подросткового поведения является выраженная противоречивость стремлений и их неустойчивый характер. С этой чертой связана и противоречивость эмоциональных состояний, переживаемых подростком, выраженный психологический дискомфорт – тревога, страхи, ощущение одиночества и т.п. [37]

По мнению А.Е. Личко [32], характерной чертой поведения подростков является реакция эмансипации, т.е. выраженное стремление освободиться из-под опеки и контроля со стороны родителей и взрослых. Однако, далеко не всегда эмансипация принимает форму оппозиции, как это воспринимается родителями. Подросток стремится не столько противостоять взрослым, сколько стать равным им, что, конечно трудно при сохраняющейся экономической и социальной зависимости.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Выводы и рекомендации
Проведённое нами исследование готовности к школьному обучению гиперактивных детей, позволило сформировать следующие выводы: 1. Гипотеза нашего исследования о более низком уровне готовности к школе гиперактивных детей не подтвердилась. Гиперактивные дети продемонстрировали более высокий уровень школьной зрелости, поэтому мы можем сделать вывод о том, что синдром гиперактивности не влияет на форм ...

Теоретическая часть исследования влияния сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников. Теории игры в зарубежной и отечественной психологической науке
Анализ многочисленных научных исследований и направлений показал, что в настоящее время в науке существует довольно большое количество теорий игры, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Нам важно выделить те схожие теоретические направления, которые помогут нам в нашей работе более детально рассмотреть понятие и сущность сюжетно-ролевой игры и ее взаимосвязь с развитием личности ре ...

Рекомендации учителям и родителям по снижению агрессивного поведения у подростков
Агрессивные тенденции могут проявляться в виде аутоагрессии и агрессивных действий по отношению к объектам окружения или другим людям; приобретать форму физической агрессии или агрессивных разрядов в вербальном и символическом плане; носить эпизодический, нестойкий характер либо являться наиболее частым способом реагирования ребенка на воздействия из окружения и даже выглядеть как патологическое ...