Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов
Страница 1

Психология » Влияние индивидуально психологических особенностей на формирование личности профессионала » Индивидуально-психологические особенности и зависимость от них профессионализма психологов

На формирование личности профессионала влияют не только способности и мотивация. На него влияет целый спектр индивидуальных психологических особенностей, начиная с типа высшей нервной деятельности, темперамента человека и заканчивая его личностными качествами.

Именно рассмотрению некоторых личностных качеств, необходимых психологу-профессионалу, нам и хотелось бы посвятить нашу работу.

Мы считаем нужным отметить, какими качествами должен обладать профессиональный школьный психолог, а также психолог консультант.

В общем виде можно составить следующую профессиограмму (перечень качеств необходимых специалисту в данной области для продуктивной работы и оптимальных результатов, а значит, и для формирования профессионализма), включающую в себя качества, которыми, по мнению большинства людей, должен обладать психолог:

Внимательность, стремление понять позицию других

Дружелюбие, общительность

Способность стать лидером

Вежливость, обходительность

Руководство здравым смыслом, следование предписаниям

Жизнерадостность

Терпеливость, упорство

Большое чувство ответственности

Способность выполнять работу, полную разнообразия

Энтузиазм в трудовой деятельности

Тщательность действий

Схватывание новых идей, самостоятельность суждений

Аккуратность и последовательность в работе

Способность к планированию своего будущего

Способность к устным высказываниям

Хорошая память

Способность обучать других

Умение заботиться о больных

Умение заботиться о посторонних [16].

Безусловно, многими из вышеперечисленных качеств должны обладать и представители различных других профессий, но мы в нашей работе сделали предположение, что психологи, а также студенты, получающие психологическое образование и специализацию психолога-педагога, психолога-консультанта, а также практического психолога обладают рядом психологических особенностей, характерных только для выбранной ими профессии. Одной из задач нашего исследования было выявить, склонны ли студенты, выбирающие профессию психолога и обладающие необходимыми психологу в работе качествами, к выбору психологической деятельности как своей будущей профессии;

На территории России, а также за рубежом проводились исследования, в той или иной мере рассматривающие данную точку зрения.

Еще в 20-е гг. в Харькове была предпринята попытка изучить индивидуально-психологические предпосылки успешности деятельности психолога-экспериментатора:

1) вербальные способности понимать речь (владеть ею) и 2) психоспективные, т.е. способности к наблюдению (самонаблюдению и длительному сосредоточению внимания). [1, 3].

По мнению профессора К.А. Рамуля, спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокая степень научной одаренности (сюда включаются память, творческое мышление, фантазия, наблюдательность), отдельные черты личности, такие, как энтузиазм, прилежание, способность к критике и самокритике, дисциплинированности, беспристрастие и умение ладить с людьми, которое особенно важно для педагога и руководителя научного коллектива, - являются характерными для деятельности любого ученого (теоретика, экспериментатора, эксперта, психодиагноста и т.п.) Поскольку предложенный украинскими психологами набор качеств психолога-экспериментатора входит в перечень характеристик ученых, то, по мнению К.А. Рамуля, нет оснований предполагать наличие специальных способностей психологов. [20].

При более корректном способе доказательств существования индивидуально-психологических предпосылок успешности деятельности психолога, принятом в дифференциальной психологии, достаточно обнаружить существование различий между группами профессионалов-ученых и объяснить природу этих различий.

Анализ работ американских ученых, проведенных А. Рое по данной проблеме, показали существование таких различий. Объектами изучения были выдающиеся американские ученые: 20 биологов, 22 физика, 14 психологов и 8 антропологов. Данные собирались с помощью специально созданных тестов высокого уровня для вербальных, числовых и пространственных способностей, Роршаха, ТАТ, подробных интервью. Последние касались данных, относящихся к истории жизни, а также мнения самого опрашиваемого о факторах его раннего развития и выбора специальности. Анализ ответов на проективные тесты (Роршаха и ТАТ) говорит о ряде особенностей, дифференцирующих разные группы ученых. Физики, например, показали большую интеллектуальную и эмоциональную энергию, часто не вполне хорошо контролируемую. Социально они были плохо приспособлены. Психологи, напротив, обнаружили тенденцию к зависимости от родителей, связанную с чувством вины и несчастья. Обнаружена также большая чувствительность, некоторая агрессивность, сопротивление авторитетам и большой интерес к человеку. [2, 5, 6].

В рамках факторного подхода к исследованию латентных форм организации черт личности использование тест-опросников типа 16 FР для анализа различий между представителями различных профессиональных групп также подтвердило не только существование различий в определенных стратегиях поведения профессионалов-психологов и представителей других профессиональных групп, но и внутри данной группы.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Общее описание клиента
1. Внешность: конституциональные особенности, поза, осанка, одежда, ухоженность, состояние волос и ногтей, насколько у пациента здоровый или болезненный вид, выглядит ли он злобным, испуганным, апатичным, растерянным, высокомерным, или не может найти себе место, уравновешен ли он, выглядит ли молодым или старым, женоподобным (мужеподобным), обнаруживает ли признаки тревожности, потирает ли руки, ...

Применение теории К.Г. Юнга в психокоррекции
Что касается практического применения типологии, начало которой было положено К.Г. Юнгом, то, во-первых, это психорегуляция и психокоррекция. Положительный эффект соционики состоит как в том, что она объясняет человеку многие из его проблем, так и в том, что она обращает внимание на сильные стороны, которые у большинства очень мало используются. Как уже подчеркивалось, каждый из типов – носител ...

Программы построения психологии как самостоятельной науки
Следует различать реальную жизнь науки и ее отражение в теоретических программах. К 70-м годам прошлого века в жизни науки назрела потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике объединить в научную дисциплину, отличную от других. Когда время приспело, говорил Гёте, яблоки падают одновременно в разных садах. Время приспело для определения статуса психологии как самостоятельной науки, и ...