Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте. Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии
Страница 4

Психология » Агрессия и способность к прогнозированию в подростковом возрасте » Проблема связи способности к прогнозированию и агрессии в подростковом возрасте. Анализ подходов к изучению способности к прогнозированию в отечественной и зарубежной психологии

При установлении причинно-следственной связи проявляются основные новообразования речемыслительной деятельности, характерные для того или иного возраста. Об этом свидетельствуют значимые изменения при переходе от младшего к подростковому возрасту по таким показателям, как существенность причин и следствий, обобщенность вербального выражения причинно-следственной зависимости.

Также четко проявляется та же тенденция, что при планировании школьниками и установлении причинно-следственных связей: наиболее значимые положительные изменения по показателям оценки гипотез происходят в период перехода от младшего к старшему подростковому возрасту.

То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала. Во всяком случае, для подростков престижно быть преуспевающим в интеллектуальной деятельности.

Категория "способности" относится к основным категориям психологии. В качестве наиболее общих часто выделяют три категории: вещь, свойство (или качество) вещи, отношение одной вещи к другой. Способность же может рассматриваться или как вещь, или как свойство вещи, или как отношение одной вещи к другой.

С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются". [51, 536]

Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами [36]: 1) способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Естественно, успешность выполнения деятельности определяют и мотивация, и личностные особенности, что и побудило К.К. Платонова отнести к способностям любые свойства психики, в той или иной мере определяющие успех в конкретной деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и проявляющиеся в успешности деятельности. [56, 543]

Способности обусловлены и врожденными особенностями индивида (задатками) и связаны с его социальным опытом (наличие авторитетных для индивида талантливых людей, мудрых наставников, пребывание в атмосфере творчества, эффективная система обучения и воспитания и др.). Такой гипотезы придерживается большинство отечественных психологов. [62; 78]

Острые дискуссии ведутся в основном по вопросам структуры и процессов развития способностей. Что включает в себя понятие "способности", рождается ли человек способным или становится им, можно ли объективно оценить способности данного человека или нет? Ни на один из этих вопросов нет однозначного ответа. И дело здесь не столько в слабой изученности этого феномена, сколько в противоречивом разнообразии научных позиций исследователей.

Когда в повседневной жизни говорят о конкретном человеке как о "способном", то чаще всего имеют в виду его повышенные возможности быстро разобраться в каком-то сложном вопросе, умело сконструировать какой-либо предмет и т.п. Конечно, такое житейское понимание способностей не может быть использовано в научных исследованиях. Эта трактовка просто исключает необходимость в самом понятии "способность". Ведь каждый человек может выполнить что-либо лучше, чем большинство других людей, и в этом плане неспособных людей нет.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме:

Причины возникновения одиночества. Формирование самосознания в юношеском возрасте
В юношеском возрасте люди пытаются как-то систематизировать представления о своем одиночестве, а не просто представить перечень возможных его причин. Подобным же образом и одинокие люди пытаются систематизировать собственные объяснения их неудовлетворительной социальной жизни. Юношеский возраст – этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, э ...

Естественнонаучные основы психологии
На различных участках экспериментальной работы (Бебер, Фехнер, Дондерс, Гельмгольц, Пфлюгер и многие другие) складывались представления об особых закономерностях и факторах, отличных и от физиологических, и от тех, которые относились к психологии как к ветви философии, имеющей своим предметом явления сознания, изучаемые внутренним опытом. Наряду с лабораторной работой физиологов по изучению орга ...

Основные виды воздействий на личность, применяемые в современной военной педагогике
При активном целенаправленном формировании морального облика человека объективно необходимы определенные воспитательные воздействия на его сознание, психику. Все возможные виды воздействия условно можно разделить на две группы: убеждающие и принуждающие. Оба этих вида используются в современной педагогике, в том числе и военной. 1.1.1 Убеждающие воздействия Процесс убеждения человека включает ...