Методики исследования
Страница 4

Методика «Взаимодействие родитель-ребенок»

(

И. М. Марковская)

В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» для родителей дошкольников содержит 10 шкал.

1-я шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2-я шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3-я шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования.

4-я шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка.

5-я шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.

6-я шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Отсутствие такого может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7-я шкала: тревожность за ребенка. Она отражает степень тревожности за жизнь и здоровье ребенка.

8-я шкала: непоследовательность-последовательность родителя. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрения и т.д. непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. д.

9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.

10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.

По результатам, проведенным в обеих группах испытуемых:

Таблица 4

Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из полных семей

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

Баллы

1

77

13

60

25

54

37

54

49

48

290

2

61

14

46

26

33

38

35

50

42

217

3

28

15

60

27

44

39

32

51

84

262,5

4

33

16

69

28

69

40

82

52

24

5

79

17

108

29

90

41

37

53

90

404

6

78

18

56

30

75

42

64

54

44

318

7

73

19

72

31

58

43

64

55

52

8

80

20

82

32

77

44

94

56

79

412

9

43

21

50

33

48

45

81

57

57

279

10

78

22

71

34

68

46

73

58

75

365

11

41

23

44

35

37

47

29

59

33

184

12

65

24

89

36

85

48

69

60

78

386

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме:

Общение и взаимодействие в семье
Жизнь в семье невозможна без общения в ней, общения между мужем и женой, между родителями и детьми в процессе повседневных отношений. Общение в семье представляет собой отношение членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией между ними, их духовный контакт. Спектр общения в семье может быть очень разнообразным. Помимо бесед о работе, домашнем хозяйстве, здоровье, жизни друзей ...

Запрет на «двойные отношения»
(Двойными называются те отношения, в которых психолог, кроме профессиональной, выступает еще в какой-либо роли по отношению к клиенту). Психологи предпочитают не вступать в контакт с клиентами за пределами профессиональных отношений, в том числе и после окончания терапии, поскольку подобные контакты могут нанести вред клиенту. В ситуациях, когда психолог не может избежать внепрофессиональных о ...

Развитие неформальных организаций и их характеристика на примере ООО «Строитель». Общая характеристика предприятия
Фирменное наименование: Общество с ограниченной ответственностью «Строитель» Юридический статус: Общество с ограниченной ответственностью. ООО «Строитель» было создано в 1987 году. Общество с ограниченной ответственностью создано в результате преобразования в него Закрытого акционерного общества ООО «Строитель» и является его полным правопреемником. Общество руководствуется в своей деятельност ...