Методики исследованияСтраница 4
Методика «Взаимодействие родитель-ребенок»
(
И. М. Марковская)
В опроснике «Взаимодействие родитель-ребенок» для родителей дошкольников содержит 10 шкал.
1-я шкала: нетребовательность-требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.
2-я шкала: мягкость-строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жестокости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.
3-я шкала: автономность-контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограниченности. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования.
4-я шкала: эмоциональная дистанция-эмоциональная близость ребенка к родителю. Эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка.
5-я шкала: отвержение-принятие ребенка родителем. Отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка.
6-я шкала: отсутствие сотрудничества-сотрудничество. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Отсутствие такого может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.
7-я шкала: тревожность за ребенка. Она отражает степень тревожности за жизнь и здоровье ребенка.
8-я шкала: непоследовательность-последовательность родителя. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрения и т.д. непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. д.
9-я шкала: воспитательная конфронтация в семье.
10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны.
По результатам, проведенным в обеих группах испытуемых:
Таблица 4
Результаты опросника «ВРР» для родителей детей из полных семей
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы |
№ |
Баллы | |
1 |
77 |
13 |
60 |
25 |
54 |
37 |
54 |
49 |
48 |
290 |
2 |
61 |
14 |
46 |
26 |
33 |
38 |
35 |
50 |
42 |
217 |
3 |
28 |
15 |
60 |
27 |
44 |
39 |
32 |
51 |
84 |
262,5 |
4 |
33 |
16 |
69 |
28 |
69 |
40 |
82 |
52 |
24 | |
5 |
79 |
17 |
108 |
29 |
90 |
41 |
37 |
53 |
90 |
404 |
6 |
78 |
18 |
56 |
30 |
75 |
42 |
64 |
54 |
44 |
318 |
7 |
73 |
19 |
72 |
31 |
58 |
43 |
64 |
55 |
52 | |
8 |
80 |
20 |
82 |
32 |
77 |
44 |
94 |
56 |
79 |
412 |
9 |
43 |
21 |
50 |
33 |
48 |
45 |
81 |
57 |
57 |
279 |
10 |
78 |
22 |
71 |
34 |
68 |
46 |
73 |
58 |
75 |
365 |
11 |
41 |
23 |
44 |
35 |
37 |
47 |
29 |
59 |
33 |
184 |
12 |
65 |
24 |
89 |
36 |
85 |
48 |
69 |
60 |
78 |
386 |
Другое по теме:
Тактики
вербовки
В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:
* Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.
* Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.
* Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, де ...
Диагностика, профилактика и превенция суицида
«…Если плохо, в жизни нет цели, желаний, стремления…
Просто вообще нет ничего, тогда самоубийство становится
главным вопросом…»
Альбер Камю
В этой главе я решила, во-первых, раскрыть примерную схему формирования суицидальной мотивации, а во-вторых, рассказать о тех важных признаках, заметив которые можно определить, что подросток настроен на суицид.
Итак, формирование суицидальной мотивации ...
Психологические трудности
в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к изменяющимся условиям внешней среды: от момента встречи человека с новыми условиями существования до выработки адаптивной реакции. Адаптация учащихся к основно ...