Депривация и ее виды
Страница 1

Последние несколько десятилетий проблемы родительской жестокости и пренебрежения нуждами ребенка стали предметом научного исследования различных специалистов во всем мире.

В России интерес к этой теме возник сравнительно недавно, когда появились первые статистические данные о распространенности подобных явлений у нас в стране. В настоящее время отказ матери от ребенка в нашей стране имеет тенденцию к постоянному росту.

Первый вопрос, который возникает во время обследования «отказниц»: существуют ли какие-то специфические характерологические особенности личности, которые могли бы нарушить естественное формирование готовности к материнству? Исследования, направленные на выяснение причин, лежащих в основе такого материнского поведения, указывают на полиморфизм факторов, предрасполагающих к этому. Одним из существенных, но малоизученных аспектов проблемы является обнаруженный еще в начале века феномен искаженного восприятия матерью своего нежеланного ребенка. В последующем аналогичное наблюдалось у женщин с послеродовой депрессией. Лебовиси предположил, что эти изменения связаны с эмоциональным состоянием женщины, амбивалентно переживающей резкое расхождение между реальным и «идеальным» ребенком, о котором мать мечтает во время беременности. При этом он может восприниматься как существо, обманувшее ее надежды, источник принуждения и страдания. Жадаш считает, что к таким искажениям особенно предрасположены одинокие матери с их повышенной тревожностью, потребностью в благодарности, с неосознанным чувством вины. Они легко проецируют на новорожденного «дурную часть самих себя» или образ исчезнувшего родителя (ребенок воплощает в себе зло, которое они испытали; все, в чем они себе отказывают; он воспринимается ими как симптом поражения в личной жизни). С точки зрения Саватье, материнская амбивалентность естественна. Однако у невротических личностей это может привести как к отвержению своего ребенка, так и к особой сверхкомпенсации в виде стремления к пронизанному тревогой «безупречному материнству».

Как показывают данные исследований, у женщин, отвергающих своих детей, искажения в восприятии младенца прослеживаются уже во время вынашивания нежеланной беременности. Отмечено, что у таких беременных перцептивные искажения захватывают даже область телесной чувствительности. Это приводит в том числе к известным феноменам – гипоэстезии и гиперэстезии шевеления плода.

Очевидно, что эти психологические свойства обусловлены не только личностными особенностями. Имеет также значение семейная история и семейная ситуация, имевшая место в детстве роженицы.

Получены клинические подтверждения гипотезы о том, что природа девиантного материнства кроется в драме взаимоотношений отказницы со своей матерью.

Будущая отказница, как правило, отвергалась своей матерью с детства. Эта

Нарушение поведения у детей и подростков, их формы и причины. Профилактика.

Поведение - процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков. Поведение отражает процесс социализации личности - интеграции в социум. (Социализация - адаптация к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей).

Общие характеристики поведения:

мотивированность – внутренняя готовность действовать, направляемая потребностями и целями личности; адаптивность – соответствие ведущим требованиям социальной среды; аутентичность – соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности; продуктивность – реализация сознательных целей; адекватность – согласованность с конкретной ситуацией.

В стр-ру человеч. поведения входят: мотивация и целеполагание, эмоциональные процессы, саморегуляция, когнитивная переработка информации, речь, вегето-соматические проявления, движения и действия. Основные варианты социального поведения. Нормативное поведение «стандартное» - соотв-т соц. нормам, хар-но для больш-ва людей, вызывает одобрение окружающих и приводит к нормальной адаптации; Маргинальное (пограничное) – наход-ся на самой крайней границе социальных норм, вызывает напряжение окружающих людей; Нестандартное «ненормативное» - выходит за рамки принятых в данном общ-ве в настоящее время норм (виды): Креативное пов-е – реализует новые идеи, самобытно, продуктивно, прогрессивно, но в ряде случаев вызывает сопротивление окружающих; девиантное (отклоняющееся) – непродуктивно, деструктивно или аутодеструктивно, вызывает неодобрение окружающих и социальную дезадаптацию; Патологическое поведение – отклоняющееся от медицинских норм, проявляется в форм конкретных симптомов, снижает продуктивность и работоспособность личности, вызывает сочувствие или страх окружающих. Особенности поведенческих реакций (свойственны преимущественно детям): 1.Реакция протеста (оппозиции) – первоначально возникает в трудной для ребенка ситуации и направлена на того, кого он считает своим обидчиком и виновником переживаний. В основе: глубокая обида, ущемленное самолюбие, недовольство, озлобленность.

Страницы: 1 2 3

Другое по теме:

Развитие танце-двигательной терапии
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики. В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно счи ...

Методика определения мотивационной готовности к обучению в школе. Романова Е.С.
Данная методика направлена на определения мотивационной готовности детей, включает в себя: Желание учиться, занять новую социальную позицию школьника; правильные, адекватные представления о школе, о будущей учебной деятельности. Познавательную активность, познавательное отношение к окружающей действительности. Методика состоит из 4 заданий. В результате обследования экспериментальной группы & ...

Развитие памяти у старших дошкольников с нарушением зрения на занятиях предметно-практического блока
Для эффективного развития памяти у старших дошкольников с амблиопией и косоглазием нами был разработан алгоритм общей структуры занятий: · мотивационный игровой момент. Его цель – введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию, а также непосредственное развитие памяти (Приложение 2); · планирование последовательности предстоящей работы, спос ...