Заключение
Страница 2

В ходе исследования мы обнаружили отличия в переживании мужского и женского одиночества. Женщины переживают одиночество острее, однако агрессию проявляют реже по сравнению с мужчинами. Они более чем мужчины склонны к анализу причин собственного одиночества и поиску конструктивных методов решения проблем. Также подтвердились некоторые различия в переживании одиночества в юношеском и зрелом возрасте. Обе гипотезы, высказанные нами, были экспериментально подтверждены в ходе нашего исследования.

Неужели одиночество – наш неизбежный удел? Современный человек ощущает его наиболее остро в ситуациях интенсивного и даже принудительного общения- в городской толпе, в кругу собственной семьи и подчас среди друзей. Но можно ли считать, что единственная альтернатива одиночеству - безграничное общение, поглощающее духовную жизнь человека? Если под общением подразумевать обмен информацией, не сопровождающийся ее интимным смыслонаделением, то оно, наоборот, порождает одиночество. Обрушиваемые на человека потоки информации, вынужденное общение, лишенное разумных пределов, только обостряют чувство одиночества (например, монстр – телевидение, компьютер, захватывая человека в плен, отнимая у него бездну времени, не дают взамен ни любви, ни тепла.) Альтернативой одиночеству может быть умение и желание человека заглянуть в себя, стремление научиться общаться с собой, а стало быть – стремление к самосовершенствованию (когда самому с собой не скучно).

Человек может попытаться понять природу одиночества, «приручить» свое одиночество, сделав его более конструктивным и менее разрушительным.

Таким образом, полностью преодолеть одиночество невозможно, да это, наверное, и не нужно: одиночество до определенной степени необходимо для роста, развития творческих сил, самостоятельности; но когда заходит речь об экзистенциальном одиночестве, следует учиться его принимать как естественную часть нашего бытия.

Приложение

1.

Методика измерения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона

Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:

 

Состояние

Никогда

Редко

Иногда

Часто

1

Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми.

1

2

3

4

2

Я испытываю недостаток в дружеском общении.

1

2

3

4

3

Нет никого, к кому бы я мог обратиться.

1

2

3

4

4

Я не чувствую себя одиноким.

1

2

3

4

5

Я ощущаю себя частью группы друзей.

1

2

3

4

6

У меня много общего с окружающими людьми.

1

2

3

4

7

Я замкнут в себе.

1

2

3

4

8

Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей.

1

2

3

4

9

Я – человек, легко приближающийся к людям.

1

2

3

4

10

Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства.

1

2

3

4

11

Я чувствую себя покинутым.

1

2

3

4

12

Мои социальные связи неглубоки.

1

2

3

4

13

Никто не знает меня по-настоящему.

1

2

3

4

14

Я чувствую себя изолированным от других людей.

1

2

3

4

15

Я могу найти друзей, как только я этого захочу.

1

2

3

4

16

Есть люди, которые по-настоящему понимают меня.

1

2

3

4

17

Я несчастен оттого, что так отдалён от людей.

1

2

3

4

18

Люди вокруг меня, но не со мной.

1

2

3

4

19

Есть люди, с которыми я могу поговорить.

1

2

3

4

20

Есть люди, к которым я могу обратиться.

1

2

3

4

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Результаты тестирования
Таблица распределения типов личности в ролевом движении Данные приводятся в процентах ISTJ 9,5 ISFJ 2,4 INFJ 2,4 INTJ 2,4 ISTP 9,5 ISFP 9,5 INFP 4,8 INTP 4,8 ESTP 7,1 ESFP 11,9 ENFP 9,5 ENTP 9,5 ESTJ 7,1 ESFJ 7,1 ENFJ 0,0 ENTJ 2,4 Таблица распределения испытуемых по парным характеристикам ...

Методики исследования
Методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин); Опросник методики диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) позволяет выявить те или иные аспекты родительского отношения. Опросник состоит из 5 шкал. 1. «Принятие – отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок т ...

Анализ полученных результатов
При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что: 1. 10 % учащихся хот ...