Заключение
Страница 2

В ходе исследования мы обнаружили отличия в переживании мужского и женского одиночества. Женщины переживают одиночество острее, однако агрессию проявляют реже по сравнению с мужчинами. Они более чем мужчины склонны к анализу причин собственного одиночества и поиску конструктивных методов решения проблем. Также подтвердились некоторые различия в переживании одиночества в юношеском и зрелом возрасте. Обе гипотезы, высказанные нами, были экспериментально подтверждены в ходе нашего исследования.

Неужели одиночество – наш неизбежный удел? Современный человек ощущает его наиболее остро в ситуациях интенсивного и даже принудительного общения- в городской толпе, в кругу собственной семьи и подчас среди друзей. Но можно ли считать, что единственная альтернатива одиночеству - безграничное общение, поглощающее духовную жизнь человека? Если под общением подразумевать обмен информацией, не сопровождающийся ее интимным смыслонаделением, то оно, наоборот, порождает одиночество. Обрушиваемые на человека потоки информации, вынужденное общение, лишенное разумных пределов, только обостряют чувство одиночества (например, монстр – телевидение, компьютер, захватывая человека в плен, отнимая у него бездну времени, не дают взамен ни любви, ни тепла.) Альтернативой одиночеству может быть умение и желание человека заглянуть в себя, стремление научиться общаться с собой, а стало быть – стремление к самосовершенствованию (когда самому с собой не скучно).

Человек может попытаться понять природу одиночества, «приручить» свое одиночество, сделав его более конструктивным и менее разрушительным.

Таким образом, полностью преодолеть одиночество невозможно, да это, наверное, и не нужно: одиночество до определенной степени необходимо для роста, развития творческих сил, самостоятельности; но когда заходит речь об экзистенциальном одиночестве, следует учиться его принимать как естественную часть нашего бытия.

Приложение

1.

Методика измерения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона

Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:

 

Состояние

Никогда

Редко

Иногда

Часто

1

Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми.

1

2

3

4

2

Я испытываю недостаток в дружеском общении.

1

2

3

4

3

Нет никого, к кому бы я мог обратиться.

1

2

3

4

4

Я не чувствую себя одиноким.

1

2

3

4

5

Я ощущаю себя частью группы друзей.

1

2

3

4

6

У меня много общего с окружающими людьми.

1

2

3

4

7

Я замкнут в себе.

1

2

3

4

8

Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей.

1

2

3

4

9

Я – человек, легко приближающийся к людям.

1

2

3

4

10

Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства.

1

2

3

4

11

Я чувствую себя покинутым.

1

2

3

4

12

Мои социальные связи неглубоки.

1

2

3

4

13

Никто не знает меня по-настоящему.

1

2

3

4

14

Я чувствую себя изолированным от других людей.

1

2

3

4

15

Я могу найти друзей, как только я этого захочу.

1

2

3

4

16

Есть люди, которые по-настоящему понимают меня.

1

2

3

4

17

Я несчастен оттого, что так отдалён от людей.

1

2

3

4

18

Люди вокруг меня, но не со мной.

1

2

3

4

19

Есть люди, с которыми я могу поговорить.

1

2

3

4

20

Есть люди, к которым я могу обратиться.

1

2

3

4

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Условия развития воображения в дошкольном возрасте
Возникновение и развитие воображения – социально обусловленный процесс. Именно взрослый закладывает у ребенка механизмы воображения. И только в общении с ним ребенок осваивает общественно выработанные и фиксированные в культуре средства создания новых образов: сначала действия, а позднее – речь. Г.А. Урунтаева отмечает, что воображение – основное новообразование дошкольного детства. Этот возрас ...

Психологические факты, выявленные в настоящем исследовании
1. На данном этапе исследования верифицировались рабочие гипотезы - О взаимосвязи агрессивности и экстрапунитивных реакций с фиксацией на самозащите; - о значимой взаимосвязи тревожности и интропунитивных реакций с фиксацией на самозащите; - о значимой связи ригидности с импунитивными реакциями с фиксацией на препятствии; - о значимой взаимосвязи фрустрации с экстрапунитивными реакциями с фи ...

Протекание адаптационного периода у детей раннего возраста
Следует отметить, что проблема адаптации ребенка к ДОУ в раннем возрасте изучена явно недостаточно, имеющиеся в психологической литературе данные весьма немногочисленны, психологических исследований по этой теме очень мало. Эта ни чуть не менее значимая проблема, чем переход ребенка в школу и адаптации к ней, которая является предметом многочисленных исследований, остается без внимания психолого ...