ЗаключениеСтраница 2
В ходе исследования мы обнаружили отличия в переживании мужского и женского одиночества. Женщины переживают одиночество острее, однако агрессию проявляют реже по сравнению с мужчинами. Они более чем мужчины склонны к анализу причин собственного одиночества и поиску конструктивных методов решения проблем. Также подтвердились некоторые различия в переживании одиночества в юношеском и зрелом возрасте. Обе гипотезы, высказанные нами, были экспериментально подтверждены в ходе нашего исследования.
Неужели одиночество – наш неизбежный удел? Современный человек ощущает его наиболее остро в ситуациях интенсивного и даже принудительного общения- в городской толпе, в кругу собственной семьи и подчас среди друзей. Но можно ли считать, что единственная альтернатива одиночеству - безграничное общение, поглощающее духовную жизнь человека? Если под общением подразумевать обмен информацией, не сопровождающийся ее интимным смыслонаделением, то оно, наоборот, порождает одиночество. Обрушиваемые на человека потоки информации, вынужденное общение, лишенное разумных пределов, только обостряют чувство одиночества (например, монстр – телевидение, компьютер, захватывая человека в плен, отнимая у него бездну времени, не дают взамен ни любви, ни тепла.) Альтернативой одиночеству может быть умение и желание человека заглянуть в себя, стремление научиться общаться с собой, а стало быть – стремление к самосовершенствованию (когда самому с собой не скучно).
Человек может попытаться понять природу одиночества, «приручить» свое одиночество, сделав его более конструктивным и менее разрушительным.
Таким образом, полностью преодолеть одиночество невозможно, да это, наверное, и не нужно: одиночество до определенной степени необходимо для роста, развития творческих сил, самостоятельности; но когда заходит речь об экзистенциальном одиночестве, следует учиться его принимать как естественную часть нашего бытия.
Приложение
1.
Методика измерения одиночества Д. Рассела, М. Фергюсона
Укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Обведите кружком балл для каждого пункта:
Состояние |
Никогда |
Редко |
Иногда |
Часто | |
1 |
Я чувствую, что нахожусь в ладу с окружающими меня людьми. |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Я испытываю недостаток в дружеском общении. |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Нет никого, к кому бы я мог обратиться. |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я не чувствую себя одиноким. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я ощущаю себя частью группы друзей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
У меня много общего с окружающими людьми. |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Я замкнут в себе. |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Никто из окружающих не разделяет моих интересов и мыслей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я – человек, легко приближающийся к людям. |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Есть люди, к которым я испытываю глубокие чувства. |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я чувствую себя покинутым. |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Мои социальные связи неглубоки. |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Никто не знает меня по-настоящему. |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я чувствую себя изолированным от других людей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я могу найти друзей, как только я этого захочу. |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Есть люди, которые по-настоящему понимают меня. |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я несчастен оттого, что так отдалён от людей. |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Люди вокруг меня, но не со мной. |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Есть люди, с которыми я могу поговорить. |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Есть люди, к которым я могу обратиться. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Другое по теме:
Мода
Числовой характеристикой выборки, как правило, не требующей вычислений, является так называемая мода. Модой называют количественное значение исследуемого признака, наиболее часто встречающееся в выборке. Для симметричных распределений признаков, в том числе для нормального распределения, значение моды совпадает со значениями среднего и медианы. Для других типов распределении, несимметричных, это ...
Организация временной перспективы в зависимости от типа личности
Эта тема является одной из самых разработанных по отношению к организации временной перспективы личности. Психологи установили, что время жизни можно рассматривать типологически. Типологический принцип ориентирован на выявление не столько различий между разными типами, сколько на их внутренние механизмы, обеспечивающие тот или иной способ жизни личности во времени.
Существует несколько классифи ...
Диагностика мотивации учения дошкольников
В результате диагностики особенностей мотивации учения испытуемых, мы получили следующие количественные данные.
Таблица 11
Результаты диагностика мотивации учения дошкольников
№ п\п
Группа «А»
(гиперактивные дети)
Группа «В»
(негиперактивные дети)
1.
учебный мотив
4
(13.3%)
16
(53.3%)
2.
внешний мотив
10
(33.3%)
10
(33.3%)
3.
игровой мотив
16
...