Заключение
Страница 1

Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни.

Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология. Различные философские течения и психологические школы рассматривают одиночество то, как единственно возможную основу человеческого бытия, то, как противоестественное для человека состояние, патологию и проявление слабой приспособляемости личности, то – как социальную проблему, следствие развития современных общественных сил.

Для одних одиночество – результат осознания человека оторванности и конечности его существования, сопровождающееся отчаянием и потерей надежды, для других – активное творческое состояние, благоприятная возможность общения с самим собой и источник силы.

Однако общим в различных психологических и философских подходах является понимание одиночества как состояния человека, сознающего факт своей отстраненности и отчужденности от мира других людей. Отчужденность человека от других людей может быть следствием и реального отсутствия круга общения и значимых связей, и восприятия человеком своих социальных контактов как неудовлетворительных.

В нашей работе мы придерживались определения одиночества как эмоционального состояния, вызванного осознанием того, что общение и социальные контакты не приносят удовлетворения.

В общественном сознании одиночество обычно связывается со зрелостью и пожилым возрастом. Однако есть исследования, доказывающие, что наиболее остро эта проблема стоит в юности, а впервые одиночество осознается человеком в подростковом возрасте. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, в общении и обособлении, с кризисом самооценки.

К тому же переориентация общения с родителей и значимых взрослых на ровесников делает проблему взаимоотношений с последними весьма животрепещущей, а иногда и очень болезненной. Если подросток в общении с друзьями и одноклассниками не получает принятия, признания и эмоционального отклика, если не удовлетворяются его потребности в социальном единении и самоутверждении, то у него возникает чувство одиночества.

Как известно, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и «переварить» происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию. Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В.Мудрик, Дж.Р. Олди и др.), резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит сигналом того, что что-то не так в его взаимоотношениях со сверстниками, а возможно, и во внутреннем мире.

В нашей работе на примере учащихся 11-го класса и взрослых мы исследовали особенности переживания одиночества, факторы, способствующие его возникновению и способы его преодоления. Во взгляде испытуемых на одиночество существует та же полярность, что и в философских и психологических исследованиях, они считают нормальным состояние одиночества в том случае, если это собственный выбор человека, сделанный не под влиянием окружающих, а по внутренним причинам. То есть если человек выбирает одиночество не из-за собственной неуверенности и неумения общаться, не из страха перед общением и другими людьми, а по внутреннему желанию и потребности побыть одному, то это нормально и естественно. Если же он одинок, потому что от него отвернулись другие люди, тогда это – несчастный и обиженный человек, тихий, грустный и незаметный.

Старшеклассники и взрослые считают, что причины одиночества кроются как в близком окружении человека, которое не хочет его принимать, так и в нем самом: в его характере, особенностях поведения, манере общения, и в том числе его неумении общаться.

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Организации помощи в преодолении духовного кризиса
Каждый случай духовного кризиса уникален и оказание помощи конкретному человеку требует индивидуального подхода. Основными направляющими факторами при её оказании являются форма духовного кризиса, его острота и условия социального окружения. Иногда человеку может потребоваться лишь специфическая консультативная поддержка, в других случаях потребуется привлечение к поддержке родных и знакомых, в ...

Психотизм/Суперэго
Айзенк видит психотизм (P) как унитарную концепцию, в отличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. п. К тому же психотизм/суперэго - это переменная с непрерывной областью изменения, имеющая близкое к нормальному распределение. Люди с высокими показателями по шкале P часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импу ...

Вывод
1. Феномен суицидальной активности рассматривается как в общих трех подходах: социологический, психопатологический и социально-психологический. Так и как объяснение суицидальной активности (термин разработанный школой Ю.Р. Вагина) в рамках авитальной активности. 2. Для подросткового возраста, в отличие от других возрастных форм, характерны такие особенности, как период интенсивных психологическ ...