Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)Страница 1
Данная методика направлена на выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятия 6-7 летним ребенком возрастного статуса.
Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему " тягость". Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
В результате проведённой методики были выявлены следующие уровни сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ. Данные представлены в рисунках 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и таблицах №17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 (см. Приложение 2), в таблицах №5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12.
Таблица 5. Сформированность ВПШ "Солнышко" (экспериментальная группа), декабрь 2008 г.
Этапы |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых в% от 100% |
I |
16 |
80% |
II |
4 |
20% |
III |
0 |
0 |
Из таблицы видно, что показатели сформированности внутренней позиции школьника в экспериментальной группе на первом этапе в декабре видны у 16-ти человек, на втором этапе у 4-х человек, в данной группе мы не наблюдаем ни одного показателя сформированности ВПШ третьего этапа.
Рис. 9. Сформированность внутренней позиции школьника экспериментальной группы "Солнышко", декабрь 2008 г.
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие уровни ВПШ. Преобладающим этапом является 1 этап - 80%, тогда как 2 этап - 20%. Мы можем говорить о наличие положительного отношения к школе, при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно - учебной деятельности. Дети экспериментальной группы, на момент первого обследования, ориентированы на внешнюю, формальную сторону школьной деятельности. Эта позиция еще не "дошкольная", но при этом наблюдается стремление к сохранению дошкольного образа жизни.
Таблица 6. Показатели сформированности ВПШ экспериментальная группа (время исследования - февраль 2008 г)
Этапы |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых в% от 100% |
I |
7 |
35% |
II |
11 |
55% |
III |
2 |
10% |
Из таблицы видно, что у детей экспериментальной группы на момент второго обследования определился первый этап сформированности ВПШ (7 детей), второй этап сформированности ВПШ выявился у 11 детей, третий этап сформированности ВПШ выявился у 2 детей.
Рис. 10. Сформированность "внутренней позиции школьника" экспериментальной группы "Солнышко" - февраль 2009 г.
Из рисунка видно, что у детей экспериментальной группы, после проведения ряда сюжетно-ролевых игр, показатели сформированности изменились, в частности, преобладающим является второй этап - 55%, тогда как 1 этап - 35%. Важно отметить, что 3 этап сформированности у данных детей встречается в 10%. Тогда как, в момент первого обследования данного этапа ВПШ не наблюдалось. Исходя из результатов, мы можем говорить об ориентированности детей на содержательные моменты школьно-учебной деятельности. Но и при этом дети выделяют в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.
Сравнивая показатели первого и второго обследования экспериментальной группы "Солнышко" мы можем говорить о значимых результатах, достигнутых после проведения ряда занятий с сюжетно-ролевыми играми в сформированности внутренней позиции школьника. (см. рис. № 11)
Таблица 7. Сравнительный анализ показателей сформированности ВПШ в экспериментальной группе в декабре и феврале месяце.
Этапы |
Кол-во испытуемых декабрь |
Количество испытуемых в% от 100% |
Кол-во испытуемых февраль |
Количество испытуемых в% от 100% |
I |
16 |
80% |
7 |
35% |
II |
4 |
20% |
11 |
55% |
III |
0 |
0 |
2 |
10% |
Другое по теме:
Современная классификация отклонений в развитии
Классифицирование представляет собой своеобразный метод познания общих закономерностей, лежащих в основе научного предмета. Классификации отличаются друг от друга тем признаком или признаками, которые укладываются в качестве основы процесса классифицирования.
Нарушения развития (дизонтогении)
Время возникновения Врожденные Приобретенные
Обратимость Обратимые Частично обратимые
Необратимые
Х ...
Психологическая готовность детей 5-6 лет к
школьному обучению
Проблема психологической готовности к школе для психологии не нова. В зарубежных исследованиях она отражена в работах, изучающих школьную зрелость детей (Г. Гетпер, 1936г.; А. Керн, 1954; С. Штребел, 1957; Я. Йирасек. Также отечественная детская психология [6,10,12,14,16,21] достигла значительных успехов в изучение возрастных особенностей развития психологической готовности детей, накопила доста ...
Основные свойства внимания
Внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.
Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может оп ...