Методика "Беседа о школе" (Нежнова Т.А.)Страница 1
Данная методика направлена на выявление уровня сформированности "внутренней позиции школьника", принятия 6-7 летним ребенком возрастного статуса.
Сформированность этой внутренней позиции - одна из важнейших составляющих мотивационной "готовности к школе". Без такой готовности ребенок, даже если он умеет читать и писать не сможет хорошо учиться, так как обстановка и правила поведения в школе будут ему " тягость". Поэтому мотивационная готовность имеет не меньшее значение, чем интеллектуальная.
В результате проведённой методики были выявлены следующие уровни сформированности "внутренней позиции школьника" старшей группы ДОУ. Данные представлены в рисунках 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 и таблицах №17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 (см. Приложение 2), в таблицах №5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12.
Таблица 5. Сформированность ВПШ "Солнышко" (экспериментальная группа), декабрь 2008 г.
Этапы |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых в% от 100% |
I |
16 |
80% |
II |
4 |
20% |
III |
0 |
0 |
Из таблицы видно, что показатели сформированности внутренней позиции школьника в экспериментальной группе на первом этапе в декабре видны у 16-ти человек, на втором этапе у 4-х человек, в данной группе мы не наблюдаем ни одного показателя сформированности ВПШ третьего этапа.
Рис. 9. Сформированность внутренней позиции школьника экспериментальной группы "Солнышко", декабрь 2008 г.
На основе полученных результатов старшей группы ДОУ "Солнышко" мы можем выделить следующие уровни ВПШ. Преобладающим этапом является 1 этап - 80%, тогда как 2 этап - 20%. Мы можем говорить о наличие положительного отношения к школе, при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно - учебной деятельности. Дети экспериментальной группы, на момент первого обследования, ориентированы на внешнюю, формальную сторону школьной деятельности. Эта позиция еще не "дошкольная", но при этом наблюдается стремление к сохранению дошкольного образа жизни.
Таблица 6. Показатели сформированности ВПШ экспериментальная группа (время исследования - февраль 2008 г)
Этапы |
Количество испытуемых |
Количество испытуемых в% от 100% |
I |
7 |
35% |
II |
11 |
55% |
III |
2 |
10% |
Из таблицы видно, что у детей экспериментальной группы на момент второго обследования определился первый этап сформированности ВПШ (7 детей), второй этап сформированности ВПШ выявился у 11 детей, третий этап сформированности ВПШ выявился у 2 детей.
Рис. 10. Сформированность "внутренней позиции школьника" экспериментальной группы "Солнышко" - февраль 2009 г.
Из рисунка видно, что у детей экспериментальной группы, после проведения ряда сюжетно-ролевых игр, показатели сформированности изменились, в частности, преобладающим является второй этап - 55%, тогда как 1 этап - 35%. Важно отметить, что 3 этап сформированности у данных детей встречается в 10%. Тогда как, в момент первого обследования данного этапа ВПШ не наблюдалось. Исходя из результатов, мы можем говорить об ориентированности детей на содержательные моменты школьно-учебной деятельности. Но и при этом дети выделяют в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.
Сравнивая показатели первого и второго обследования экспериментальной группы "Солнышко" мы можем говорить о значимых результатах, достигнутых после проведения ряда занятий с сюжетно-ролевыми играми в сформированности внутренней позиции школьника. (см. рис. № 11)
Таблица 7. Сравнительный анализ показателей сформированности ВПШ в экспериментальной группе в декабре и феврале месяце.
Этапы |
Кол-во испытуемых декабрь |
Количество испытуемых в% от 100% |
Кол-во испытуемых февраль |
Количество испытуемых в% от 100% |
I |
16 |
80% |
7 |
35% |
II |
4 |
20% |
11 |
55% |
III |
0 |
0 |
2 |
10% |
Другое по теме:
Типы как части нормальной структуры личности
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию (Extraversion) тип (E) и нейротизм (Neuroticism) тип (N) (Eysenck, 1947, 1952). В дальнейшем он определил третий тип - психотизм (Psychoticism) (P), хотя и не отрицал "возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения". Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной ...
Диагностика эмоционального компонента субъективного благополучия у сотрудников
государственной и коммерческой организаций
В результате проведенной психодиагностики были выявлены следующие уровни субъективного благополучия (рис. 26).
Рис. 26. Уровни субъективного благополучия
Рис. 27. Кластеры субъективного благополучия
Как видно из рисунка 27, наиболее неблагоприятная эмоциональная зона – признаки, сопровождающие психическую симптоматику, такие как депрессия, сонливость, рассеянность и т.д., кроме того здоро ...
Сущность воспитания. Формы организации учебно-воспитательной деятельности
Воспитание как общественное явление. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека как неповторимой индивидуальности, рост и совершенствование нравственных и творческих сил этого человека. «Воспитывать» – это значит направлять развитие субъективного мира человека в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, и, вм ...