Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Страница 4

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

Таблица 2

Стили родительского поведения

1

2

3

Авторитетный

Высокий уровень контроля. Теплота отношения.

Признают и поощряют растущую автономию своих детей.Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверенны в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный

Высокий уровень контроля. Холодные отношения.

Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них; их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный

Низкий уровень контроля. Тёплые отношения.

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребёнка; безусловная родительская любовь.

Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких - либо ограничений; дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный

Низкий уровень контроля. Холодные отношения

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.

Закрыты для общения; из-за обременённости собственными проблемами не остаётся сил на воспитание ребёнка; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к деликвентному поведению.

Стили родительского поведения воздействуют на личность растущего ребёнка. Так, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. Будучи подростками, эти дети бурно реагируют на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными[50].

Дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными, несмотря на чрезмерное попустительство со стороны родителей. К тому же эти дети склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях.

Дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего: они более уверены в себе, чем другие дети, они полностью контролируют себя и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Хуже всего обстоят дела у детей индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. «Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью»[51].

Родительский контроль и теплота также влияют на проявление детьми агрессии и просоциального поведения, формирование Я-концепции и развитие социальных навыков.

Так, родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребёнка следовать собственным побуждением, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Внимание как условие усвоения
Для усвоения любого учебного материала необходимо внимание. Как выразился Ушинский, внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если учителю не удается добиться внимания учащимся класса к тому, что он объясняет на уроке, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной. Часто жалобы учащихся ...

Предметно-практическое обучение как средство развития памяти у старших дошкольников с нарушением зрения
Формирование и развитие памяти дошкольников, так же как и формирование других психических процессов, происходят в процессе деятельности. (Л. С. Выготский, 1932; А. В. Запорожец, 1964; Д. Б. Эльконин, 1964, А. Р. Лурия, 1966). От особенностей ее структуры в дошкольном возрасте во многом зависит и характер памяти. Деятельность дошкольника характеризуется тем, что она направлена на ближайшие конкре ...

Методические рекомендации по социально-психологической помощи больным СПИДом
С учетом перечисленных проблем, особое значение в социальной работе приобретает взаимодействие и координация усилий специалистов смежных профессий – врачей, психологов, социальных работников. Так как психологические проблемы связаны с деградацией личности. Патологической адаптацией к болезни, специфическими являются вопросы биомедицинской этики, связанные с отношением родственников и специалист ...