Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Страница 4

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

Таблица 2

Стили родительского поведения

1

2

3

Авторитетный

Высокий уровень контроля. Теплота отношения.

Признают и поощряют растущую автономию своих детей.Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах; дети превосходно адаптированы: уверенны в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки, они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный

Высокий уровень контроля. Холодные отношения.

Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жёсткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них; их дети, как правило, замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны; девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста; мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный

Низкий уровень контроля. Тёплые отношения.

Слабо или совсем не регламентируют поведение ребёнка; безусловная родительская любовь.

Открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребёнка к родителям; детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких - либо ограничений; дети склонны к непослушанию и агрессивности, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный

Низкий уровень контроля. Холодные отношения

Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.

Закрыты для общения; из-за обременённости собственными проблемами не остаётся сил на воспитание ребёнка; если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к деликвентному поведению.

Стили родительского поведения воздействуют на личность растущего ребёнка. Так, дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. Будучи подростками, эти дети бурно реагируют на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили, становясь иногда непослушными и агрессивными[50].

Дети либеральных родителей также могут быть непослушными и агрессивными, несмотря на чрезмерное попустительство со стороны родителей. К тому же эти дети склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях.

Дети авторитетных родителей адаптированы лучше всего: они более уверены в себе, чем другие дети, они полностью контролируют себя и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

Хуже всего обстоят дела у детей индифферентных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребёнка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. «Исследования малолетних правонарушителей показывают, что во многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью»[51].

Родительский контроль и теплота также влияют на проявление детьми агрессии и просоциального поведения, формирование Я-концепции и развитие социальных навыков.

Так, родительский контроль имеет отношение к степени выраженности у родителей запретительных тенденций. Родители с выраженными запретительными тенденциями ограничивают право ребёнка следовать собственным побуждением, активно добиваются от детей подчинения правилам и следят за тем, чтобы они полностью выполняли свои обязанности. В противоположность этому, родители, для которых запретительные тенденции не характерны, меньше контролируют детей, предъявляют к ним меньше требований и налагают меньше ограничений на их поведение и выражение ими эмоций.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Состав группы
Рассматривая вопрос о формировании тренинговой группы в рамках социально-психологического тренинга остановимся на двух важных основаниях отбора участников: однородность группы и стиль коммуникации. Прежде всего, рассмотрим вопрос, должна ли быть группа однородной или неоднородной? Под однородной группой Кори (1981) понимает группу, которая состоит из людей обладающих общими характеристиками. Эт ...

А.П.Усова
Резюмируя свои исследования, А. П. Усова пишет: «В итоге исследования мы можем констатировать следующее: сюжетность как характерная черта творческих, т. е. придумываемых самими детьми, игр присуща уже играм детей младшей группы детского сада в возрасте 3; 2—3; 4. Сюжеты эти отрывочны, нелогичны, неустойчивы. В старшем возрасте сюжет игры представляет логическое развитие какой-либо темы в образах ...

Развитие психологии как самостоятельной науки зарождение психологии как науки
От механики к физиологии В начале XIX столетия стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания. Имея своим предметом особое природное тело, физиология превратила его в объект экспериментального изучения. На первых порах руководящим для нее служило “анатомическое начало”. Функции (в том числе психические) исследовались под ...