Роль неблагоприятных
факторов семейного воспитания в формировании агрессивностиСтраница 3
К асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенно стяжательскими интересами, живущими по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной. Уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи оказывают на подростков прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.
Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи отличаются косвенным десоциализирующим влиянием на отклоняющееся поведение подростков.
Конфликтная семья - это такая семья, в которой личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление избежать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребёнка и может послужить причиной становления агрессивного поведения и различных асоциальных проявлений.
Наиболее распространёнными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируют взаимоотношения с детьми, совершают серьёзные педагогические просчёты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Эти семьи нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать проблемную ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребёнком.
Родители пользуются множеством приёмов воспитания, в зависимости от ситуации, от самого ребёнка, от его поведения в данный момент и от культуры, к которой они принадлежат. Выделяют основные стили родительского поведения: - авторитетный стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, индифферентный стиль родительского поведения[49].
Авторитетный стиль родительского поведения - это образ действий родителей, отличающийся твёрдым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребёнка. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определённые ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными и несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.
Авторитарный стиль родительского поведения - это образ действия родителей, отличающийся подчинением собственного поведения жёстким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют жёстко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и они бессильны их изменить. Все попытки ребёнка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него крайне фрустирующими.
Либеральный стиль родительского поведения - образ действий родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение детей. Даже если поступки детей сердят их или выводят из равновесия, такие родители стараются подавить свои чувства. Дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.
Индифферентный стиль родительского поведения - образ действий родителей, характеризующийся отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям, такие родители практически не контролируют детей и не проявляют в отношении с ними теплоты и сердечности. Индифферентные родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей.
Другое по теме:
Опыт близких контактов с НЛО
Близкие контакты и похищения людей теми, кто кажется представителями иных космических цивилизаций, может часто служить причиной серьёзных эмоциональных и интеллектуальных кризисов. К.Г.Юнг, серьёзно занимавшийся этой проблемой, предположил, что это скорее архетипический феномен, чем опыт встреч с реальными внеземными цивилизациями [9, С.58].
В описаниях наблюдений НЛО типично присутствие необыч ...
Результаты диагностики наличия внутренней позиции школьника
Как уже указывалось, для изучения особенностей внутренней позиции школьника мы использовали беседу Нежновой, в которой оценивались основные составляющие внутренней позиции школьника: ориентация на содержание учебной деятельности, ориентация на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни,
ориентация на внешкольные виды деятельности и условия.
Представим полученные количественные резул ...
Сказкотерапевтическая коррекционная программа для детей, переживших развод
родителей
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных занятий составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа состоит из девяти занятий. Первые два занятия – ознакомительные, а начиная со второго в каждом занятии – сказка. Занятия проводятся в виде тренинга.
Цель каждого занятия – коррекция эмоциональных нарушений (негатив ...


