Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Страница 3

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

К асоциально-аморальным семьям чаще всего относят семьи с откровенно стяжательскими интересами, живущими по принципу «цель оправдывает средства», в которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Внешне обстановка в этих семьях может выглядеть вполне благопристойной. Уровень жизни достаточно высок, но духовные ценности подменены исключительно стяжательскими ориентациями с весьма неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи оказывают на подростков прямое десоциализирующее влияние, непосредственно прививая им антиобщественные взгляды и ценностные ориентации.

Конфликтные и педагогически несостоятельные семьи отличаются косвенным десоциализирующим влиянием на отклоняющееся поведение подростков.

Конфликтная семья - это такая семья, в которой личные взаимоотношения супругов строятся не по принципу взаимоуважения и взаимопонимания, а по принципу конфликта, отчуждения. Конфликтные семьи могут быть как шумными, скандальными, где повышенные тона становятся нормой взаимоотношений супругов, так и «тихими», где отношения супругов характеризуют полное отчуждение, стремление избежать всякого взаимодействия. Во всех случаях конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребёнка и может послужить причиной становления агрессивного поведения и различных асоциальных проявлений.

Наиболее распространёнными являются педагогически несостоятельные семьи, в которых при относительно благоприятных условиях (здоровая семейная атмосфера, ведущие правильный образ жизни и проявляющие заботу о детях родители) неправильно формируют взаимоотношения с детьми, совершают серьёзные педагогические просчёты, приводящие к различным асоциальным проявлениям в сознании и поведении детей. Эти семьи нуждаются в помощи психолога, способного помочь родителям проанализировать проблемную ситуацию, скорректировать свой стиль и характер отношений с ребёнком.

Родители пользуются множеством приёмов воспитания, в зависимости от ситуации, от самого ребёнка, от его поведения в данный момент и от культуры, к которой они принадлежат. Выделяют основные стили родительского поведения: - авторитетный стиль, авторитарный стиль, либеральный стиль, индифферентный стиль родительского поведения[49].

Авторитетный стиль родительского поведения - это образ действий родителей, отличающийся твёрдым контролем за детьми и в то же время поощрением общения и обсуждения в кругу семьи правил поведения, установленных для ребёнка. Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определённые ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины этих ограничений. Их решения и действия не кажутся произвольными и несправедливыми, и потому дети легко соглашаются с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.

Авторитарный стиль родительского поведения - это образ действия родителей, отличающийся подчинением собственного поведения жёстким правилам и навязыванием этих правил своим детям, а также исключением детей из процесса принятия решений в семье. Авторитарные родители контролируют поведение своих детей и заставляют жёстко придерживаться установленных ими правил. Они обычно сдержаны в отношениях с детьми, хотя бывают и исключения. Авторитарные родители отдают команды и ожидают, что они будут выполнены, избегая долгих споров с детьми. Они ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и они бессильны их изменить. Все попытки ребёнка обрести независимость от таких родителей могут оказаться для него крайне фрустирующими.

Либеральный стиль родительского поведения - образ действий родителей, отличающийся почти полным отсутствием контроля за детьми при добрых, сердечных отношениях с ними. Либеральные родители являют собой полную противоположность авторитарным: они почти или совсем не ограничивают поведение детей. Даже если поступки детей сердят их или выводят из равновесия, такие родители стараются подавить свои чувства. Дети либеральных родителей могут испытывать трудности в ситуациях, когда нужно сдержать свои порывы или отложить удовольствие ради дела.

Индифферентный стиль родительского поведения - образ действий родителей, характеризующийся отсутствием интереса к выполнению родительских функций или к собственным детям, такие родители практически не контролируют детей и не проявляют в отношении с ними теплоты и сердечности. Индифферентные родители не устанавливают ограничений для своих детей либо вследствие недостатка интереса и внимания к детям, либо в результате того, что тяготы повседневной жизни не оставляют им времени и сил на воспитание детей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Описание полученных результатов
В результате, исследуя мотивационную готовность детей экспериментальной группы "Солнышко", в декабре и в феврале (после формирующего эксперимента), мы получили следующие данные: представленные в таблицах № 1, 2, 3, 4 (см. Приложение 2), таблицах №1,2 и рис. №1,2,3. Таблица 1. Мотивационная готовность экспериментальной группы, декабрь 2008 г. № Мотивы Количество испытуемых ...

Виды коммуникационных барьеров. Барьер «авторитет»
Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Таким образом, доверие и недоверие как бы персонифицируются и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит. Например, пожилые слабо прислушиваются к советам молодых. Отнесение человека к авторитетным зависит от следующих факторов: 1. социального поло ...

Сравнение результатов
Таблица 1 - сравнение результатов №исп. Тип (От-10 До 10)* Тип (От-10 До 10)** Вытеснение Регрессия Замещение Отрицание Проекция Компенсация Реактивное образование Рационализация 1экстраверсия 2 -4 40 58 50 36 66 40 30 25 2 экстраверсия 4 -4 30 58 50 27 58 70 60 58 3 экстраверсия 4 ...