Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Страница 2

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

С. А. Беличева выделяет основные факторы социального риска, отрицательно сказывающиеся на репродуктивных функциях семьи:

а) социально - экономические факторы (низкий материальный уровень семьи, плохие жилищные условия);

б) медико - санитарные факторы (экономически неблагоприятные условия, хронические заболевания родителей и отягощённая наследственность, неправильное репродуктивное поведение матери и т. д.;

в) социально - демографические факторы (неполная либо многодетная семья, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

г) социально - психологические факторы (семьи с деструктивными эмоциональноконфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятальностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентирами);

д) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявление жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира)[44].

Наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения социальных отклонений в поведении подростков, оно лишь указывает на большую степень вероятности этих отклонений. Вместе с тем обращает на себя внимание тот факт, что особенно усиливается влияние социально-экономического фактора, когда низкий прожиточный уровень семьи выступает в сочетании с низким общекультурным и общеобразовательным уровнем родителей, то есть, иными словами, в семье, имеющей скромные доходы, но достаточно высокий уровень духовной культуры, значительно больше шансов воспитать нормального ребёнка, чем в семье, где высокий жизненный уровень, но низкая духовная культура и неблагоприятный психологический климат.

С учётом достаточно большого количества причин, обуславливающих функциональную несостоятельность семьи, существуют разные подходы к классификации таких семей.

А.Я. Варга выделяет симбиоз (чрезмерная эмоциональная близость), авторитарность, эмоциональное отвержение («маленький неудачник»)[45]., В.Н. Дружинин выделял поддержку, разрешение; приспособление к потребностям ребенка; формальное чувство долга при отсутствии подлинного интереса к ребенку; непоследовательное поведение[46].

О.А. Карабанова выделяет два типа соотношения детско-родительских позиций: симметричные, к которым относит враждебно-отчужденный, властно-доминантный, поисковый, кооперативно-направленный, комплементарный и искаженные[47]. Характер эмоционального принятия подростка родителем выступает как основа развития детско-родительских отношений. Низкий уровень принятия обусловливает строгость родителя, жесткость санкций и дисциплины, выступая основой для снижения авторитетности и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями. Высокий уровень принятия, наоборот, способствует установлению согласия между родителем и подростком, делает родителя более гибким в воспитании, приводя к росту авторитетности и общей удовлетворенности детско-родительскими отношениями.

Выделяют следующие характеристики гармоничных детско-родительских отношений:

1. Удовлетворение в системе детско-родительских отношений базовых потребностей ребенка, как потребности в безопасности и аффилиации, а также потребностей, возникающих в процессе детско-родительского взаимодействия: принятия, признание индивидуальности ребенка и сохранения автономии «Я».

2. Достаточный уровень рефлексии родителей относительно индивидуальных особенностей ребенка.

3. Сознательная организация родителями конструктивного стиля взаимодействия с ребенком, адекватного его индивидуальным особенностям[48].

С. А. Беличева в своей типологии функционально несостоятельных семей в качестве системообразующего критерия использует характер десоциализирующего влияния, оказываемого такими семьями на своих детей.

Наибольшую опасность по своему негативному воздействию на детей - подростков представляют криминально - аморальные семьи. Жизнь детей в таких семьях из-за жестокого обращения, пьяных дебошей, сексуальной распущенности родителей, отсутствие элементарной заботы о содержании детей зачастую находится под угрозой. Это так называемые социальные сироты (сироты при живых родителях), воспитание которых должно быть возложено на государственно - общественное попечение. В противном случае ребёнка ждёт раннее бродяжничество, побеги из дома, полная незащищённость как от жестокого обращения в семье, так и от криминализирующего влияния преступных образований.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Структурно-деятельностные и психофизиологические основания мышления.
Мышление является не только высшим познавательным, но и высшим психическим феноменом вообще, конкретно выступающим в качестве фактора разрешения противоречия между тем, что человеку дано, и тем, что он должен в данном случае достигнуть, так как то, что дано, и то, что надо достигнуть, как правило, не совпадают. Такие ситуации принято называть проблемными. Будучи осмысленными, проблемные ситуации ...

Анализ полученных результатов
При написании мини-сочинений, мы попросили учащихся учитывать следующие показатели: пол учителя, его возраст, профессиональные данные (знание преподаваемого предмета, объективность выставления оценки, умение преподносить новый материал и другие), личностные качества (аккуратность, пунктуальность, ответственность). Проанализировав мини-сочинения учащихся, мы определили, что: 1. 10 % учащихся хот ...

Образ педагога в понимании родителей
В наше время ученые, педагоги, психологи неоднократно обращаются к проблеме учителя, давая этому понятию иные названия, например, «компетенции», «профессиональные качества» учителя. Этот вопрос остается актуальным, так как с течением времени изменяется государство и общество, а значит, меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается вопрос, какие качества учителя ...