Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Страница 5

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

Родительская теплота указывает на то, в какой степени родители проявляют любовь и одобрение. Душевная теплота родителей находит своё выражение в том, что они часто улыбаются своим детям, хвалят и поддерживают их, стараются как можно меньше критиковать своих детей, наказывать их и проявлять своё неудовольствие. Жестокие родители, напротив, критикуют, наказывают, часто отклоняют жалобы и просьбы детей, редко выражают свою любовь или одобрение.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подростку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Ещё более тяжёлый случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать всё, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым зависимым от других внешних влияний. Если ребёнок попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.

Родительская любовь - совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека - излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребёнку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще, противоречивое воспитание плохо сказывается на семейных отношениях. В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придаётся «синдрому избиваемого ребёнка». Известно, что при «семейной жестокости», которая включает наряду с эмоциональным отвержением детей причинение им побоев, избиений, постоянно отмечаются психические расстройства в виде тревожных состояний и депрессий различной глубины в сочетании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного поведения, антисоциальными личностными деформациями.

К факторам риска жестокого обращения родителей с детьми, относятся: - алкоголизм, признаки асоциальной личностной деформации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

- незрелость родителей и их изолированность;

- низкая самооценка у родителей, снижение толерантности к стрессам и личностные проблемы;

- потребность родителей установить приоритет над ребёнком, нарушение баланса власти;

- агрессивное поведение, жёсткие моральные нормы;

- одиночество и плохое здоровье матери.

Жестокое обращение с ребёнком есть его отвержение в грубой явной форме и последствия такого отношения живут в виде психотравматических переживаний и трансформируются сначала в комплекс жертвы, а затем в агрессию.

Наиболее типичными ошибками семейного воспитания (по С.А. Беличевой)[52], оказывающими негативное воздействие на детей являются следующие стили семейного воспитания, сложившиеся в функционально несостоятельных семьях, не справляющихся с воспитанием детей:

1) Попустительско-снисходительный стиль, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, “что все дети такие” и т. д.

2) Позиция круговой обороны, которую занимает часть родителей, строя свои отношения с окружающими по принципу “наш ребёнок всегда прав”. Дети из таких семей страдают особо тяжёлыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию.

3) Демонстративный стиль, когда родители, чаще мать, не стесняясь, всем и каждому жалуются на своего ребёнка, рассказывая на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности. Это приводит к утрате у ребёнка стыдливости, чувства раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, происходит озлобление по отношению к взрослым, родителям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другое по теме:

Условия, способствующие позитивным изменениям личности
В 1975 г. С. Rogers (цит. по: Gelso, Fretz, 1992) задал вопрос: "Можно ли утверждать, что существуют необходимые и достаточные условия, способствующие позитивным изменениям личности, которые можно было бы четко определить и измерить?" На этот вопрос он сам дал ответ, назвав шесть условий: 1. Два лица находятся в психологическом контакте. 2. Первый персонаж, назовем его "клиентом ...

Уважение личности и суверенитета клиента
Психолог и психотерапевт уважает личность и суверенитет клиента. В отношении клиента недопустима дискриминация на основе его возраста, пола, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо-экономического статуса или иного отличительного признака. ...

Факторы одиночества
Психологи выделяют несколько групп факторов, способствующих возникновению одиночества в подростковом возрасте. Первая группа. Это некоторые особенности данного возрастного периода. Прежде всего, развитие рефлексии, которое порождает потребность подростка познать себя на уровне собственных требований к самому себе. В то же время подростку трудно реализовать эту потребность из-за недостаточного ...