Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Страница 7

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

В таблице 3 приводится соотношения между типами акцентуаций характера и типами неправильного воспитания, которые могут привести к формированию психопатии.

Таблица 3

Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания

Акцентуация (тип)

Тип неправильного воспитания

Гипертимный

Гипопротекция, доминирующая гиперпротекция

Циклоидный

Унижение близкими

Лабильный

Гиперпротекция, эмоциональное отвержение

Астеноневротический

Доминирующая гиперпротекция

Сензитивный

То же

Психастенический

Повышенная ответственность, доминирующая гиперпротекция

Шизоидный

Жестокие взаимоотношения

Эпилептоидный

Жестокие взаимоотношения, потворствующая гиперпротекция

Истероидный

Потворствующая гиперпротекция (“кумир семьи”)

Неустойчивый

Гипопротекция

Конформный

То же

Оказывая помощь подростку с акцентуацией характера, необходимо установить, не является ли его семья негармоничной, и в ходе работы с родителями попытаться смягчить если невозможно устранить полностью, психотравмирующие обстоятельства.

Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное поведение, т.е. агрессия, направленная на себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Фактором, способствующим суициду, является неблагополучная семья. Результаты исследования подростковой агрессии подтверждают, что подростки, делающие попытки самоубийства происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно.

Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье: ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его отсутствие или пассивная роль при властной деспотичной матери отягчает положение подростка в семье.

Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего[55].

Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения[56].

Главные идеи В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями. Ключевые понятия, которыми пользуется автор: семья удачная, успешная и проблемная; сложность семейного взаимодействия; семейная система открытая и закрытая; родитель-лидер и родитель-босс. По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка общим способам самостоятельного разрешения проблем. Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности, рассудительности[57].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другое по теме:

Роль раннего возраста в одиночестве взрослых
Длительный опыт одиночества со своей стороны может отрицательно влиять на самооценку, делая ее более уязвимой. Последствие одиночества для самооценки личности ещё больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками и недостатками. Если одиночество наступает в результате утраты значимых взаимосвязей – при разводе или вдовстве, - у индивида формируется новое самовоспри ...

Наблюдение за поведением больного во время исследования
В ситуацию эксперимента и беседы всегда включается элемент наблюдения за поведением больного. Экспериментатор должен успеть "увидеть", как больной входит: уверенно, неуверенно, как садится, как смотрит на экспериментатора. Выше говорилось о том, что экспериментальная ситуация представляет собой сов-- местную работу больного и экспериментатора, поэтому важно отметить, как больной приним ...

Эмпирическое исследование по проблеме образа современного педагога в представлении учителей, учеников и их родителей. Гипотеза, цель, задачи, методы исследования
Анализ, проведенный в теоретической части работы показал, что образ современного педагога в литературе представлен как образ женщины энергичной, жизнелюбивой, харизматичной, педагога-профессионала, любящего свою работу и умеющего общаться с детьми так, чтобы стать для них другом и наставником, а не скрытым врагом или человеком безразличным. В идеальном сознании образ учителя – это образ универса ...