Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности
Страница 7

Психология » Специфика взаимоотношений с матерью как условие агрессивности в подростковом возрасте » Роль неблагоприятных факторов семейного воспитания в формировании агрессивности

В таблице 3 приводится соотношения между типами акцентуаций характера и типами неправильного воспитания, которые могут привести к формированию психопатии.

Таблица 3

Соотношение между акцентуациями характера и наиболее неблагоприятными типами семейного воспитания

Акцентуация (тип)

Тип неправильного воспитания

Гипертимный

Гипопротекция, доминирующая гиперпротекция

Циклоидный

Унижение близкими

Лабильный

Гиперпротекция, эмоциональное отвержение

Астеноневротический

Доминирующая гиперпротекция

Сензитивный

То же

Психастенический

Повышенная ответственность, доминирующая гиперпротекция

Шизоидный

Жестокие взаимоотношения

Эпилептоидный

Жестокие взаимоотношения, потворствующая гиперпротекция

Истероидный

Потворствующая гиперпротекция (“кумир семьи”)

Неустойчивый

Гипопротекция

Конформный

То же

Оказывая помощь подростку с акцентуацией характера, необходимо установить, не является ли его семья негармоничной, и в ходе работы с родителями попытаться смягчить если невозможно устранить полностью, психотравмирующие обстоятельства.

Одной из форм агрессивного поведения вообще, и у подростков в частности, является аутоагрессивное поведение, т.е. агрессия, направленная на себя. Аутоагрессия, по существу, представляет собой деструктивное, саморазрушающее поведение. Фактором, способствующим суициду, является неблагополучная семья. Результаты исследования подростковой агрессии подтверждают, что подростки, делающие попытки самоубийства происходят из неблагополучных семей. В таких семьях часто возникают конфликты между родителями, родителями и детьми, порой с применением насилия. Родители относятся к своим детям недоброжелательно, без уважения и даже враждебно.

Способствовать самоубийству могут и экономические трудности в семье: ранняя потеря родителей, утрата с ними взаимопонимания, развод родителей. Уход отца, его отсутствие или пассивная роль при властной деспотичной матери отягчает положение подростка в семье.

Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего[55].

Мать и отец выступают как основные подкрепляющие посредники, выявляющие поведение, которое необходимо изменить, помогающие усвоить более зрелые формы поведения[56].

Главные идеи В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями. Ключевые понятия, которыми пользуется автор: семья удачная, успешная и проблемная; сложность семейного взаимодействия; семейная система открытая и закрытая; родитель-лидер и родитель-босс. По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка общим способам самостоятельного разрешения проблем. Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности, рассудительности[57].

Страницы: 2 3 4 5 6 7 

Другое по теме:

Экспериментальная часть. Объект, предмет, гипотеза, методы исследования
Предмет исследования – комплекс педагогических условий профессионального роста учителей. Объект – профессиональный рост педагогов Гипотеза исследования: мы предположили, что молодые неопытные специалисты имеют более высокий уровень парциальной сформированности и готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию. Методы исследования – методики «Мотивация на успех», «Мотивация на избежа ...

Психолого-педагогические особенности работы с подростками и юношами
Подростковый возраст (пубертатный период) традиционно считается самым сложным в детском развитии. Его называют переходным, «трудным», «опасным возрастом», «возрастом бурь». В этих названиях зафиксирована главная его особенность - переход от детства к взрослости. К подростковому возрасту относят школьников 11(12) - 15(16) лет. В это время протекает бурная физиологическая перестройка организма. ...

Барьер «непонимание»
Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем). Почему это происходит и как можно эти проблемы решить? Обычно выделяют четыре барьера непонимания: фонетический (фонема — звук), семантический (семантика — смысловое значение слов), стилистический (стилистика — стиль изложения, соответствие формы и содержания), логич ...