Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих
структурСтраница 3
Сегодняшние коммерческие компании работают в обстановке экономической и финансовой нестабильности, быстро меняющегося законодательства, коррумпированности чиновников и в целом повышенной криминогенности, что создает постоянную ситуацию риска. Под угрозой часто оказывается экономическое благополучие сотрудников.
Такие условия порождают характерный психологический конфликт: с одной стороны, эмоциональная и социальная ситуация работников коммерческих структур часто становится экстремальной и потому должна полностью контролироваться, с другой — количество динамически меняющихся факторов столь велико, что строгому рациональному учету и контролю они не поддаются.
В Москве насчитывается более двухсот рекрутерских фирм (в России свыше 300), тем не менее, коммерческие структуры страдают от нехватки квалифицированных сотрудников, что создает для их руководителей проблему недостаточной надежности персонала.
Главной особенностью жизни современного отечественного предпринимателя является непропорциональное разрастание деловой сферы жизни за счет других сфер — дома, семьи, дружеских отношений, увлечений, образования, культурного развития, досуга и пр. Рабочий день такого человека нередко достигает 13—14 часов в сутки. Однако дело не в его величине, а в той захваченности, одержимости работой, которая начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стиль поведения. Работа становится своего рода сверхценным образованием, она не только оттесняет другие стороны жизни, но поглощает их, заменяя собой всю полноту жизни. Все перечисленные факты оказывают прямое влияние и на наемный персонал, который также оказывается в ситуации неопределенности, напряженности, отсутствии материальных гарантий, особенно во время кризисных изменений экономики [53].
Достоверно установленными качествами предпринимателей являются независимость мышления и поведения, отсутствие страха перед неопределенностью и риском, опыт работы и /обычно/ образование, как в выбранной сфере деятельности, так и в бизнесе в целом.
Кроме мотива статуса, основными мотивами к предпринимательству являются ожидание и уверенность, что свое дело сделает предпринимателя богатым, а также потребность в личной независимости, нетерпимость к повседневному контролю. Предприниматели по своему характеру и мышлению независимы и плохо работают в "команде" В структуре управления корпорацией они не имеют успеха; сложности в карьере или увольнение создают дополнительные внешние стимулы начать собственное дело.
Социально-психологическая ситуация, в которой находится современный деловой человек, формирует у него следующие психологические особенности, оказывающие прямое влияние на отношение к деньгам:
- рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;
- недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;
- автономизация — прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения;
- агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
- авторитарность — преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения;
- амбициозность, некритичность — коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес;
- экстрапунитивность — склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;
- суеверно-мистическая настроенность — парадоксальное сочетание чрезмерного рационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д.
Таким образом, специфика организационной деятельности в разной степени определяет отношение к деньгам. Так, люди, работающие в государственных учреждениях, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как сотрудники коммерческих частных фирм, чей заработок часто зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности.
Выводы по теоретической главе
1. Экономическое сознание – частная форма индивидуально или группового сознания, которая заключается в разных формах знания субъекта о различных экономических объектах и его отношение к этому знанию. Под экономическим сознанием понимаются социальные представления, установки, отношения, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях (Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.).
Другое по теме:
Модель активного слушания
1. Поддержка (установление контакта с клиентом через принятие и уважение без оценочных суждений);
2. Слушание без оценки идей или поступков;
3. Обобщайте и возвращайте это абоненту, добиваясь ясности (через такое проясне- ние консультант часто помогает клиенту лучше понять его проблему или чувства). Для прояснения сосредоточьтесь на: - Что говорящий сказал? Что он чувствует по этому поводу? - ...
Исследования, проводимые в области танцетерапии
Современное общество с его стремительными социально-экономическими изменениями, нестабильностью и утратой, в значительной мере, прежних ценностных ориентиров, в том числе и семейных, становится всё более равнодушным. В том числе и к эмоциональному состоянию одних из самых уязвимых его членов – подростков. Актуальность темы определяется увеличением числа подростков, столкнувшихся с такой проблемо ...
Виды простого категорического силлогизма
В зависимости от занимаемого средним термином места в посылках различают четыре фигуры простого категорического силлогизма. Условимся на будущее для простоты ориентации в умозаключениях всегда большую посылку ставить на первое моего, или записывать ее перед меньшей.
Умозаключение, в посылках которого средний термин занимает место субъекта в большей и место предиката в меньшей посылке, называет ...