Специфика организационной деятельности государственных и коммерческих структур
Страница 3

Сегодняшние коммерческие компании работают в обстановке экономической и финансовой нестабильности, быстро меняющегося законодательства, коррумпированности чиновников и в целом повышенной криминогенности, что создает постоянную ситуацию риска. Под угрозой часто оказывается экономическое благополучие сотрудников.

Такие условия порождают характерный психологический конфликт: с одной стороны, эмоциональная и социальная ситуация работников коммерческих структур часто становится экстремальной и потому должна полностью контролироваться, с другой — количество динамически меняющихся факторов столь велико, что строгому рациональному учету и контролю они не поддаются.

В Москве насчитывается более двухсот рекрутерских фирм (в России свыше 300), тем не менее, коммерческие структуры страдают от нехватки квалифицированных сотрудников, что создает для их руководителей проблему недостаточной надежности персонала.

Главной особенностью жизни современного отечественного предпринимателя является непропорциональное разрастание деловой сферы жизни за счет других сфер — дома, семьи, дружеских отношений, увлечений, образования, культурного развития, досуга и пр. Рабочий день такого человека нередко достигает 13—14 часов в сутки. Однако дело не в его величине, а в той захваченности, одержимости работой, которая начинает определять весь психический склад личности, мотивацию, стиль поведения. Работа становится своего рода сверхценным образованием, она не только оттесняет другие стороны жизни, но поглощает их, заменяя собой всю полноту жизни. Все перечисленные факты оказывают прямое влияние и на наемный персонал, который также оказывается в ситуации неопределенности, напряженности, отсутствии материальных гарантий, особенно во время кризисных изменений экономики [53].

Достоверно установленными качествами предпринимателей являются независимость мышления и поведения, отсутствие страха перед неопределенностью и риском, опыт работы и /обычно/ образование, как в выбранной сфере деятельности, так и в бизнесе в целом.

Кроме мотива статуса, основными мотивами к предпринимательству являются ожидание и уверенность, что свое дело сделает предпринимателя богатым, а также потребность в личной независимости, нетерпимость к повседневному контролю. Предприниматели по своему характеру и мышлению независимы и плохо работают в "команде" В структуре управления корпорацией они не имеют успеха; сложности в карьере или увольнение создают дополнительные внешние стимулы начать собственное дело.

Социально-психологическая ситуация, в которой находится современный деловой человек, формирует у него следующие психологические особенности, оказывающие прямое влияние на отношение к деньгам:

- рационалистичность — стремление все просчитать, предусмотреть, учесть, переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;

- недоверчивость — восприятие мира как ненадежного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;

- автономизация — прямое следствие недоверия. Закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения;

- агрессивность — склонность к решению проблем силовыми методами без поиска взаимных компромиссов, подверженность гневным, аффективным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;

- авторитарность — преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения;

- амбициозность, некритичность — коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес;

- экстрапунитивность — склонность искать причину неудач в обстоятельствах или окружающих, но не в самом себе;

- суеверно-мистическая настроенность — парадоксальное сочетание чрезмерного рационализма и веры в приметы, гадания, порчу, астрологические прогнозы и т. д.

Таким образом, специфика организационной деятельности в разной степени определяет отношение к деньгам. Так, люди, работающие в государственных учреждениях, с денежным доходом, зависящим только от зарплаты, относятся к деньгам не так, как сотрудники коммерческих частных фирм, чей заработок часто зависит только от них самих. В первой группе, в отличие от второй, слабо представлена поисковая активность в случае материальной неудовлетворенности.

Выводы по теоретической главе

1. Экономическое сознание – частная форма индивидуально или группового сознания, которая заключается в разных формах знания субъекта о различных экономических объектах и его отношение к этому знанию. Под экономическим сознанием понимаются социальные представления, установки, отношения, мнения личности или социальной группы о различных экономических объектах и явлениях (Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б.).

Страницы: 1 2 3 4

Другое по теме:

Правила задавания вопросов клиентам
По этим причинам начинающим консультантам вообще не рекомендуется задавать клиентам вопросы, исключая самое начало консультирования. Можно упомянуть еще несколько правил, которые следует иметь в виду, задавая вопросы клиентам: 1. Вопросы "Кто, что?" чаще всего ориентированы на факты, т.е. вопросы такого типа увеличивают вероятность фактологических ответов. 2. Вопросы "Как?" ...

Проявление акцентуации характера младших школьников в отношении с одноклассниками.
В период адаптации к школе общение с одноклас­сниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Дети настолько поглощены своим новым статусом и обязанностями, что почти не замечают одноклассников, не всегда могут ответить на вопрос: «Кто сидел рядом с то­бой за партой?» Наблюдения за первоклассниками показывают, что вначале дети как будт ...

Психологическая мысль в эпоху просвещения
Просвещение В этот век, как и в предшествующий, в Западной Европе шел процесс дальнейшего укрепления капиталистических отношений. Индустриальная революция в Англии превратила ее в могущественную державу. Глубокие политико-экономические изменения привели к революции во Франции. Расшатывались феодальные устои в Германии. Эти социальные сдвиги укрепляли в противовес клерикализму, всесилию церкви, ...